Азербайджан в очередной раз на государственном уровне выступил в роли защитников и покровителей убийц и преступников. На сей раз речь идет о вице-премьере Али Ахмедове и министре иностранных дел Эльмаре Мамедъярове, которые в ходе встречи с генсеком Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца подняли вопрос об "освобождении взятых в заложники Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева". При этом Ахмедов заявил, что, дескать, эти общества должны использовать свои возможности и авторитет для освобождения указанных лиц "из незаконного заключения". О том, что Аскеров и Гулиев совершили множество преступлений в Арцахе, в том числе два убийства, жертвой одного из которых стал 17-летний подросток, Мамедъяров и Ахмедов, разумеется, генсеку не сообщили.
МЕСЯЦЕМ РАНЕЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ Азербайджана Анар Багиров заявил, что "видеоматериалы о пытках в отношении Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева представлены в ЕСПЧ". При этом он отметил, что эти видеоматериалы представлены не только со стороны Международного Комитета Красного Креста (МККК), есть также кадры, "полученные другими путями", честно признав, что эти "другие пути" незаконны. "Согласно нашему законодательству, доказательства должны быть добыты законным путем. Но о каком законе может идти речь в незаконной тюрьме, незаконном суде оккупационного режима Нагорного Карабаха?!" - возмущался юрист Багиров.
В первую очередь председателю коллегии надо бы знать, что представители МККК регулярно посещают осужденных и состояние их здоровья находится под контролем. В октябре прошлого года один из преступников был перевезен в Ереван на медосмотр и возвращен обратно, при этом власти Арцаха в полном соответствии с правовыми нормами известили об этом и госкомиссию Азербайджана, и международные структуры. В Степанакерте также никогда не возражали против посещения заключенных и ознакомления с условиями содержания какой-либо авторитетной правозащитной организацией. Согласно омбудсмену Арцаха, а также армянским правозащитным организациям, эти условия соответствуют международным стандартам и случаи плохого обращения не зафиксированы. Более того, диверсантам предоставлена уникальная возможность обмениваться видеопосланиями с родственниками и близкими.
НО ГОВОРИТЬ ОБО ВСЕМ ЭТОМ БАГИРОВУ - ЗНАЧИТ МЕТАТЬ БИСЕР ПЕРЕД СВИНЬЯМИ. Потому что он публично врет о том, что МККК предоставил "видеоматериалы о пытках" - такое невозможно по определению, и подобная ложь попросту дискредитирует эту авторитетную организацию. Но чего не сделаешь на потребу невежественной публике - и Багиров идет дальше, практически открытым текстом заявляя, что в ЕСПЧ представлены некие доказательства, полученные незаконным путем. То есть дипломированный юрист уверен, что Европейский суд по правам человека может принять, рассмотреть и учесть добытые незаконным путем "доказательства". Кстати, в августе прошлого года он же утверждал, что в суд представлены жалобы "о нечеловеческом обращении с Аскеровым и Гулиевым", а также "приложены фотографии и видеокадры, которые были распространены противником". Получается, что арцахская сторона снимала "пытки" на фото и видео, а затем распространяла эти фотографии и видеокадры специально, чтобы Анар Багиров отправил их в Страсбург...
Впрочем, что-что, а врать сей господин научился отменно. В августе 2017-го он известил соплеменников также о том, что ЕСПЧ, дескать, начал коммуникацию по данному делу, и высказал мнение, что в ближайшее время оно будет рассмотрено. Прошел с тех пор почти год. Сообщения о начале коммуникации оказались ложными, ибо армянская сторона не получала никаких обращений со стороны ЕСПЧ. Но Багиров не хочет отказываться от "жирного куска" в виде национального бренда - покровительства убийцам и преступникам - и продолжает кормить публику обещаниями о том, что ЕСПЧ, мол, в ближайшее время рассмотрит дело. Очередное такое заявление он озвучил в начале мая. Между тем повторимся: тот факт, что ни в Ереване, ни в Степанакерте не получали обращений из Страсбурга, говорит о том, что коммуникация не начата.
С Анаром Багировым можно согласиться лишь в одном: это действительно, как он утверждает, вопрос престижа для Евросуда. В том смысле, что судьи ЕСПЧ окажутся настолько профессиональными и аполитичными, что не примут незаконно добытые (скорее всего, попросту сварганенные в Баку) "документы и видеоматериалы", ознакомятся с фактами и вынесут достойное решение. Если, конечно, дело вообще дойдет до рассмотрения.
О том, почему именно в Баку не жалеют усилий для освобождения карвачарских диверсантов, "ГА" писал не раз. Потребность в циничных "шабаш-шоу" с демонстрацией особой заботы Алиева об убийцах армян в азербайджанском обществе остра всегда, между тем со дня выкупа будапештского маньяка Сафарова прошло уже почти 6 лет, а публичного награждения нелюдя, отрубившего голову армянскому солдату и позировавшего с ней в соцсетях, - два года. Вот только власти Арцаха - это не продажный венгерский премьер, и договориться с ними бакинскому режиму вряд ли удастся. Отсюда - жалоба в ЕСПЧ и неимоверные усилия к тому, чтобы иск все-таки, после ряда отказов, был, как утверждают в Баку, принят. А уж после этого кормить публику сказками о том, что коммуникация начата, дело вот-вот рассмотрят и преступников вернут домой - дело техники для азерпропа. Что, собственно, регулярно и делает Багиров, а Ахмедов с Мамедъяровым не чураются врать высоким чинам из гуманитарных и иных организаций, всячески стремясь держать вопрос на плаву.
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПОСЛЕ ИЗВЕСТНОГО ДЕЛА ЧИРАГОВА СТАЛО ОСОБЕННО ЯСНО, что Армении необходимо качественно усилить работу в ЕСПЧ. О том, что прежний представитель Геворг Костанян, 14 лет совмещая этот пост с высокими должностями внутри страны, провалил полноценную работу в Страсбурге, наша газета также писала не раз. Недавно временным представителем был назначен замминистра юстиции Артак Асатрян. По словам главы Минюста Артака Зейналяна, вопрос окончательно будет решен только после внесения изменений в закон, в соответствии с которыми решение о назначении представителя будет принимать премьер-министр РА.
Изменения в закон в лучшем случае будут приняты на осенней сессии НС. Таким образом, временный представитель будет продолжать совмещать эту важную деятельность с основной работой замминистра. Что за это время успеет сделать по делу карвачарских диверсантов Азербайджан - покажет время, а нам остается лишь робко надеяться на то, что этот процесс находится под должным контролем армянской стороны и отношение властей к деятельности представителя РА в ЕСПЧ наконец станет адекватно серьезным.
Марина Григорян, "Голос Армении"