Талышское национальное телевидение (НТТ) в последнее время стало уделять особое внимание жизни и деятельности бывшего президента Талыш-Муганской автономной республики (ТМАР), созданной в 1993 году и просуществовавшей лишь 2 месяца (с 21 июня до 23 августа), Аликрама Гумбатова. Это иной раз воспринималось бы вполне нормально, если бы НТТ, обычно положительно относящееся к Гумбатову и даже некогда предоставлявшее ему эфирное время, радикально не изменило бы свою позицию и не стало атаковать этого человека в серии своих недавних выпусков.
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО АЛИКРАМ ГУМБАТОВ, ЖИВУЩИЙ В НИДЕРЛАНДАХ ПОСЛЕ ИЗГНАНИЯ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА, полностью отошел от борьбы за права своего народа. Он ушел как бы в тень, и талышские дела его, казалось, мало интересовали. Но неожиданно для многих он вновь активизировался в течение последних месяцев, однако не в том русле, в каком ожидалось бы от талышского деятеля, а стал позиционировать себя как ярый сторонник восстановления "территориальной целостности" Азербайджана и протагонист участия талышей в предстоящей войне с Арцахом и Арменией. Говорят даже, что уже и наладились отношения Гумбатова с азербайджанскими властями, которые раньше он безбожно ругал. Именно эти власти, по утверждению НТТ, и уготовили Гумбатову роль координатора и вдохновителя талышей на предполагаемую войну на стороне Азербайджана. Гумбатов и его окружение начали активно промотировать идею некоей талышской автономии в составе Азербайджана, которую якобы им предоставят бакинские власти в случае "восстановления территориальной целостности" их государства.
Для человека, не знакомого с перипетиями и тонкостями Талышского движения, очень трудно разобраться во всем этом: Гумбатов дает обильные интервью, рекламируя себя во всей красе, подчеркивая свою роль в создании ТМАР, а все сказанное НТТ подвергает сомнению (разумеется, в кулуарных беседах!). В связи с планами Азербайджана и последними новостями с линии соприкосновения азербайджанских и арцахских, а также азербайджанских и армянских войск заговор бакинских властей и Гумбатова выглядит вполне реальным. И вправду, кто, если не Гумбатов, мог бы (конечно, в мыслях азербайджанских планировщиков) исполнять роль координатора сплочения талышей вокруг пресловутой идеи "территориальной целостности Азербайджана"?
Выпуск НТТ от 4 июля 2018 г. полностью посвящен визиту Аликрама Гумбатова в Армению и Арцах в сентябре 2013-го, имевшему в свое время огромный резонанс и создавшему Гумбатову романтический ореол национального лидера. К этому приложили руки и армянские СМИ, считавшие его чуть ли не самым радикальным деятелем Талышского движения, имеющим якобы еще и проармянские взгляды, что, собственно, нормально - ведь быть талышским националистом и иметь антиармянские взгляды невозможно в принципе. Теперь же, к удивлению многих, национальный талышский телеканал НТТ утверждает, что поездка Гумбатова в Армению была инспирирована Баку и Гумбатов, по сути, выполнял миссию некоего посланника от азербайджанских властей.
В ЕГО ЗАДАЧИ, ПО МНЕНИЮ НТТ, ВХОДИЛО ЗОНДИРОВАНИЕ ПОЧВЫ В АРЦАХЕ НА ПРЕДМЕТ возможности его вхождения в состав Азербайджана. В общем, дело запутанное. Для разъяснения всего комплекса вопросов, связанных с Талышским движением, Аликрамом Гумбатовым и, в частности, его поездкой в Армению и Арцах, мы обратились к известному востоковеду, инициатору приглашения Гумбатова в Ереван, директору Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета профессор Гарнику АСАТРЯНУ.
- Гарник Серобович, чтобы избежать терминологической путаницы и по существу разобраться в дебрях сегодняшних талышских реалий, объясните сначала, что такое Талышское национальное движение? Мы знакомы, например, с Курдским движением - это постоянное развитие в течение вот уже 100 лет (вооруженные стычки, набеги, восстания и т.д.), а вот в талышском поле, кажется, ничего не происходит, как будто нет "движения" в этом Движении...
- О Курдском движении я писал много раз и не хочу повторяться: отмечу лишь, что курды - преимущественно родоплеменной массив с превалированием отгонного скотоводства в секторе экономики и, соответственно, с определенной военной составляющей в виде племенных дружин и вооруженных групп иных типов. Вот откуда, как вы говорите, эти стычки, набеги и восстания! А для талышского общества племенная организация социальной структуры - давно прошедший этап. Племена у талышей сохранились в некоторой степени только в Южном Талышистане, и то в весьма рудиментарной форме.
Вооруженные стычки или даже восстания - отнюдь не главный признак освободительного движения, как в случае с курдами. Национально-освободительное движение - это прежде всего процесс системного и последовательного внедрения и укоренения идеи свободы и независимости в сознании людей, инициированный и координируемый интеллектуальной элитой этнического сообщества. Это поступательное движение, ведущее с той или иной интенсивностью и разными перипетиями - в зависимости от исторических условий - к формированию мировоззрения свободного человека, ясно осознающего преимущество свободной жизни над прозябанием под чужеродным игом и готового для достижения этой цели пожертвовать многим. Без этого любые восстания и вооруженные волеизъявления, приводящие обычно к многочисленным жертвам и разорению, теряют свой смысл, становятся пустым звуком, как мы неоднократно убеждались на примере этноязыкового конгломерата под названием "курды".
Вооруженное восстание народа на подступах к свободе - лишь последняя фаза освободительного движения, успех которого во многом зависит от удачно выбранного момента (например, война или иная парализующая власти ситуация) и, конечно, при условии обязательного наличия доминирующей идеи свободы в обществе, окончательно оформленной и кристаллизованной на первом этапе борьбы. Так что есть движение в Талышском движении, и оно идет очень интенсивно, хотя и незаметно для непосвященного. Вообще одна из замечательных характеристик Талышского движения - это то, что оно, словно глубоководная река, течет почти бесшумно, но твердо и бесповоротно.
Что же касается новых реалий в Талышском движении, то в настоящее время надо четко различать Талышское национально-освободительное движение, которое возглавляет бывший председатель Меджлиса Талыш-Муганской автономной республики Фахраддин Абосзода, и Талышское национальное движение, которым как бы руководит Гумбатов. Это совершенно разные политические течения в Талышском движении, имеющие разные идеологии и повестки. Фахраддин Абосзода – неутомимый борец за полное освобождение своей страны, Талышистана, от Азербайджана, а Аликрам Гумбатов, как мы видим, горячий поборник азербайджанских интересов, а талыши в его планах играют лишь роль "манипуляторного материала".
- А теперь к вопросу о Гумбатове и его поездке. С какой целью вы пригласили его в Ереван?
- Во-первых, хочу уточнить одно обстоятельство. Инициатива исходила не отсюда, Гумбатов сам вышел на меня и изъявил желание приехать в Армению. Тогда я создавал магистерскую программу по талышеведению в руководимой мной научно-образовательной структуре в Ереванском государственном университете. Готовность Аликрама приехать в Армению я счел хорошей возможностью для промотирования моей программы, что и сподвигло меня организовать его приезд в Ереван. Кстати, сохранилось видео торжественного мероприятия в честь открытия талышеведческой программы, в котором принимал участие Гумбатов. Программу, впрочем, мы смогли сохранить и поныне, но перевели ее во вновь созданный Институт востоковедения РАУ. В любом случае, талышеведение как отдельное направление иранистики получило хороший импульс у нас благодаря участию Гумбатова в открытии нашей программы.
- Вы хотите сказать, что это была ваша личная инициатива и армянские власти не были вовлечены в процесс?
- Именно это я и хочу сказать. Вы не можете представить себе, каких усилий стоило мне найти через моих друзей довольно крупную сумму, чтобы обеспечить приезд и проживание в течение целой недели трех человек: Гумбатова, его сына Турала и его куратора из Голландии, правозащитника Чиеда Бадринга.
- Извините, но не верится, чтобы бывший заместитель министра обороны враждебной соседней страны прибыл в Армению, а армянские власти не были вовлечены в это…
- Конечно, со стороны Службы национальной безопасности Армении Гумбатову была предоставлена довольно солидная охрана, и МИД Армении по моей просьбе организовал ему и сопровождавшим его лицам выдачу виз в ускоренном порядке. Но это, пожалуй, единственное участие официальных структур Армении в данном мероприятии. Далее все проходило исключительно в научно-академическом русле.
Другое дело, что приезд Гумбатова в Ереван стал большим политическим событием, в Азербайджане он имел эффект разорвавшейся бомбы, и я должен особо отметить: этот визит во многом способствовал кристаллизации и укреплению талышского самосознания, талыши стали заново переосмысливать свое отношение к Армении и армянам; о талышах стали говорить все, и, самое главное, было сломано табу на термины "талыш" и "Талышистан" в Азербайджане!
Если говорить точнее, приезд Гумбатова в Армению и маркировал окончательное формирование талышского этнического фактора в Азербайджане, который до того времени находился в основном в латентном состоянии, а вернее, тщательно замалчивался. Бойцовский талышский дух, десятилетиями находившийся в подавленном и униженном состоянии, вдруг воспрянул, освободился от сковывающих его пут, наложенных властями Азербайджана, и от искусственных психологических преград, навеянных азерпропом. Талыши воочию увидели, с какой симпатией армяне относятся к ним, как дружески они принимают человека, который активно участвовал в войне против них. Да, посещение Гумбатовым Армении и Арцаха было действительно задумано как чисто академическое мероприятие с нашей стороны, но по факту оно вылилось в крупный политический акт, судьбоносное событие, ознаменовавшее новую веху в Талышском движении и в продвижении идеи свободного Талышистана, способствующим формированию и кристаллизации талышского национального самосознания и продвижения идеи свободного Талышистана. По иронии судьбы, как я узнал впоследствии, сам Гумбатов был очень далек от всего этого - и от идеи независимого Талышистана, и от талышских национальных чаяний, а тем более от целей вывести свой народ от гнобящей его долгое время чуждой этнополитической стихии. Фактически, как оказалось, Гумбатов нехотя внес большой вклад в развитие Талышского движения за свободу и независимость, в формирование нового мышления у талышей, предопределяющего полный разрыв талышского народа с Азербайджаном.
Разумеется, в Баку никто не верил, что приезд Аликрама в Ереван был чисто академическим мероприятием и не преследовал иных целей, но меня это тогда, понятно, мало интересовало. Поверьте, главное, за что я в то время ратовал, - это любыми средствами способствовать становлению моего проекта развития науки о талышах и иранских и кавказских народах южной и юго-западной полосы Каспия. Насколько приезд Аликрама Гумбатова был проектом азербайджанских властей, как утверждается в указанном выпуске НТТ, я не могу судить, не знаю. Скорее склонен думать, что сам Гумбатов, как мне стало ясно в ходе общения с ним в Армении и Арцахе, старался быть чем-то полезным Азербайджану, возможно, для получения каких-то дивидендов от его властей в дальнейшем. Но, судя по тому, как он был испуган, особенно в первые дни, как он был осторожен, вряд ли он имел тогда "добро" азербайджанских властей, не говоря уже об определенном поручении. Мы, конечно, принимали его здесь честь по чести, как настоящего президента, и я должен сказать, что все наши структуры, учебные и академические центры относились к нему очень благожелательно - достаточно сказать, что все, что я у кого-то просил для данного мероприятия, обязательно предоставлялось мне, и в кратчайший срок.
- Но коль скоро к нему относились как к президенту, почему его не принял никто из официальных лиц Армении?
- Утверждение в указанном выпуске НТТ о том, что ни одно официальное лицо не приняло Гумбатова, не совсем верно. Его приняли несколько представителей политического истеблишмента Арцаха и председатель комиссии по правам человека Национального Собрания Армении. Беседы шли главным образом о правах талышского народа - в формальном, дежурном ключе. Но в смысле того, что ни один decision-maker не принимал Гумбатова, утверждение НТТ верно, хотя, судя по всему, именно к приемам у таких людей и стремился Аликрам Алакбарович.
- Выходит, со стороны Армении не было насчет поездки Гумбатова никаких планов, кроме академических?
- Разумеется, я не мог не предполагать, что Аликрам Гумбатов в статусе лидера своего народа должен был попросить какие-то эзотерические встречи на предмет помощи Армении Талышскому национальному движению, но особого желания такого рода я у него не заметил. То есть талышские дела его, по существу, особо не интересовали - только в контексте его личных устремлений. Он больше говорил об Азербайджане, о том, что там надо менять власть; иначе говоря, он скорее ратовал за Азербайджан, чем за свой собственный народ. Он утверждал даже довольно смешные вещи типа того, что талышская мафия в Азербайджане очень сильна и надо стремиться к тому, чтобы талыши с помощью этой мафии проникли в парламент и составили там большинство. Он даже считал возможным избрание талыша из мафиозных группировок президентом Азербайджана. Тогда, говорил он, можно будет решить талышский вопрос.
Я не знаю, насколько он верил этой схеме, но, возможно, подвигла его на такие мысли личность недавно убитого вора в законе талышской национальности Ровшана Ленкоранского - главы азербайджанской воровской братии. В одной компании с моим покойным другом Левоном Мелик-Шахназаряном (я лично не присутствовал на этой встрече) даже вскользь был намек со стороны Гумбатова на то, что Армения в состоянии помочь ему стать президентом Азербайджана, на что его сын Турал в шутливой манере сказал, что лучше, чтобы президентом Азербайджана был он, так как "из отца не получится президента".
Почему я отмечаю этот факт? Только для того, чтобы показать, насколько Гумбатов проникнут идеей Азербайджана. В суматохе приема и насыщенного общения с Аликрамом я тогда не придал значения этим фактам. Только потом у меня выкристаллизовалось объективное видение его личности. Мне кажется, этот человек живет еще в начале 90-х, все еще чувствует себя активистом Народного фронта Азербайджана; он не покинул это время, он остался там. Его душа витает именно в народнофронтовском Азербайджане. Я понял, что талышский вопрос и вообще идея Талышистана - абсолютно не релевантные понятия для Аликрама Алакбаровича. В его мыслях Талышистан фигурирует исключительно как некий рычаг для достижения определенных личных целей в Азербайджане.
Но давайте вернемся к поездке. Кстати, очень хорошая была встреча у Гумбатова с ученым советом Арцахского государственного университета. Он хорошо там выступил, сказал, что восхищен достижениями народа Арцаха в строительстве своего государства, отметив, в частности, что Арцах - яркий показатель того, почему народ должен быть свободным, чтобы процветать, и заявил, что хочет, чтобы его народ тоже обрел свободу и жил, как арцахцы в своей свободной стране. При этом он утверждал, что участие талышей в первой Карабахской войне против армян - трагическое историческое недоразумение, обусловленное целенаправленной политикой тюрков-азербайджанцев, торжественно обещая, что этого впредь не повторится. "Талыши, - пафосно восклицал Гумбатов, - никогда больше не выступят против армян, я даю вам слово!"
На встрече царила очень теплая атмосфера, и члены ученого совета, и преподаватели, и студенты проявляли к нему дружеское расположение. Задавали вопросы, которых было много, и он отвечал на них. Некоторые члены ученого совета АрГУ, которые воевали как раз против талышского батальона, с Гумбатовым вели предметную беседу, охарактеризовали его как достойного противника, который со временем осознал фатальность своего заблуждения и не боится во всеуслышание об этом заявлять. После этой встречи Арцахское телевидение сделало с Аликрамом Алакбаровичем довольно пространное интервью. Кстати, сохранились записи почти всех встреч и бесед с ним.
- В указанном выпуске НТТ говорится о том, что Аликрам Гумбатов представил армянам какую-то схему действий и просил финансирования для Талышского движения. Вы подтверждаете это?
- Честно говоря, я бы хотел воздержаться от ответа на этот вопрос: с этической точки зрения это неправильно. Могу сказать только, что никакой схемы действий у него не было, кроме проекта создания в Баку талышского культурного центра - якобы важного шага для Талышского движения. Он говорил о намерении создать талышское правительство в изгнании, даже выдвигал какие-то кандидатуры на посты министров. Судя по списку этих министров, я стал сомневаться в искренности целей Гумбатова, ибо среди представленных им кандидатов не было ни одного борца, - абсолютно маргинальные личности, ничем не отличившиеся ни в жизни, ни на талышском фронте.
- Вот вы, Гарник Серобович, очень тактично обошли вопрос просьбы Гумбатова о финансировании его деятельности. Но сам он утверждает, что армяне якобы предложили ему большие деньги, но он отказался, дабы не оказаться у них на крючке. И еще. Вы, наверное, в курсе, что на днях Аликрам Гумбатов объявил о создании талышского правительства в эмиграции и назначил, так сказать, предсовмином некоего Шахина Мирзоева, чтобы тот формировал кабинет. Что можете сказать об этом?
- Честно говоря, я не ожидал, что Аликрам Алакбарович скажет, что мы ему предложили деньги и он, мол, отказался, чтобы избежать кабальной зависимости от нас. Но вы сами судите - какие деньги я мог ему предложить? Если бы у меня были деньги, я бы их вложил в развитие своих проектов по востоковедению, в том числе и по талышеведению. Но раз уж Аликрам Алакбарович сам затрагивает эту тему, причем откровенно коверкая факты, то это снимает с меня всякую нравственную ответственность. Тогда позвольте мне сказать вам правду. В последний день его пребывания он вручил мне список якобы необходимых для талышского движения пунктов, для реализации которых попросил 260 тысяч евро. Причем там были смешные вещи - например, покупка здания для талышского культурного центра в Баку, хотя всем известно, что, будь такое здание, оно вскоре под любым предлогом было бы конфисковано азербайджанскими властями. Чтобы не обидеть его, я тактично намекнул, что не в состоянии решить эти вопросы, но обещал передать документ "кому надо". Эта "грамота" и поныне хранится у меня. Но, подчеркиваю, этот документ не схема или план действий, а довольно небрежно и алогично составленный перечень пожеланий.
Что касается правительства, которое Гумбатов якобы создал на днях, то это в его духе. Вы, наверное, не знаете - это ведь не правительство Талышистана, а правительство автономной области Талыш в составе Азербайджана, совершенно неслыханное в мировой практике дело! Ведь правительства в изгнании создаются с целью провозглашения в дальнейшем независимых государств, а не автономных образований. Это же просто смешно, ей-богу! О членах этого горе-правительства еще ничего не известно, но его председатель Шахин Мирзоев вообще-то не талыш даже, а тюрк и вовсе не знает талышского языка. Все это указывает на то, что сие - очередной проект, инспирированный Баку. Судя по всему, как только выяснилось после серии передач НТТ, что намерение внедрить Гумбатова в талышскую среду в самом Талышистане просто не имеет перспективы, ибо вряд ли талыши, уже зная правду о нем, пойдут за ним и пожертвуют собой в качестве пушечного мяса в войне против армян, в Азербайджане включили "план Б": создать некую видимость правительства под руководством азербайджанца, чтобы Гумбатов от имени этого органа, якобы общенационального, мог обращаться к талышскому народу с тем или иным воззванием. Можно быть абсолютно уверенными, что и данная затея, как и прежняя, обречена на провал: люди просто смеются над этим "правительством".
- Верите ли вы, что Аликрам Гумбатов выполнял какую-то миссию в Армении и хотел уговорить руководство Арцаха согласиться на вхождение в состав Азербайджана?
- То, чего я не знаю, не могу утверждать. Возможно, он выполнял какие-то установки Баку… Но то, что он бредил об Азербайджане, - это верно. Правда, это только вначале, в первые два дня. Потом он пережил резкую метаморфозу, стал ярым сторонником Талышистана и отделения его от Азербайджана, хотя в нем снова и снова проскальзывала тяга к азербайджанству. Во всяком случае к концу своего пребывания Аликрам Гумбатов позиционировал себя как настоящего протагониста свободы и независимости Талышистана. Да, кстати, когда мы были в Степанакерте и пришли известия о том, что творится в бакинской прессе, которая писала, что якобы родственников Гумбатова чуть ли не арестовывают и не преследуют, Аликрам Алакбарович действительно испугался, впал в прострацию, чувствовалось, что он очень боится. Его привело в себя заявление Фахраддина Абосзода, который очень резко критиковал бакинские власти и поддерживал приезд Гумбатова в Армению. Более того, Абосзода призвал весь талышский народ поддержать Гумбатова и его столь смелый и неординарный шаг: "Установление тесных отношений с дружеским армянским народом - это проявление высшего патриотизма для талышского деятеля, и мы должны всячески приветствовать смелый шаг Аликрама Гумбатзаде", - писал он. Обращение Фахраддина Абосзода как будто придало Гумбатову новую силу, он воспрянул духом. Чисто психологически его можно было понять, и, учитывая все это, версия о том, что он выполнял заказ Баку, в данном случае мне кажется не очень правдоподобной. Скорее Аликрам Алакбарович сам хотел вначале сделать что-то "полезное" для Азербайджана в плане вовлечения Арцаха в общеазербайджанский политический дискурс, от которого карабахцы начисто отказывались и отказываются. Он, видимо, надеялся этим заработать у бакинских властей какие-то дивиденды, что, разумеется, не получилось.
- Да, Аликрам Гумбатов ныне всячески проталкивает идею автономии Талыша в составе Азербайджана и даже призывает арцахцев присоединиться к Азербайджану, я уже не говорю о том, что он открыто утверждает, что население Арцаха - вообще не армяне, а армянизированные тюрки-албаны, повторяя фантасмагорию, так популярную в Азербайджане и придуманную азерпропом. Как может человек так радикально измениться?
- Я вам скажу так: Аликрам Алакбарович не изменился, он всегда так думал, он всегда был таким. Просто мне кажется, он сделал попытку использовать свое пребывание в Армении, во-первых, для получения дивидендов в Азербайджане и, во-вторых, если это не получится, добиться некоей помощи от армян якобы для нужд Талышского движения, которая, я уверен, пошла бы на его личное потребление. Увидев, что ничего не вышло, он тут же включился в обычную для себя стихию и стал себя вести так, как вел всю жизнь, - как настоящий патриот Азербайджана: устраивать козни, подписывать довольно безграмотно составленные открытые письма против НТТ , организовывать какие-то конференции в Гааге на азербайджанские деньги, в которые старался обязательно привлечь представителей Карабаха и т.д.
Одним словом, он вновь обрел свое истинное лицо - ярого адепта Азербайджана. Гумбатов в своем неуемном устремлении понравиться азербайджанцам, говорят, стал даже регулярно ходить к памятнику так называемому ходжалинскому геноциду, установленному где-то в Голландии, и наводить там порядок, покуда сами члены азербайджанской общины не спохватились и не выгнали его оттуда с позором, запретив появляться у памятника впредь. Алакрам Алакбарович везде говорит, что армяне совершили "ходжалинский геноцид", который на самом деле был организован самими азербайджанцами в борьбе за власть, как это констатировал в своем известном интервью Аяз Муталибов.
- Да, кстати, в одном из выпусков НТТ, посвященных Гумбатову, утверждается, что для конференции в Гааге, организованной Гумбатовым при поддержке Организации непризнанных государств при ООН (UNPO), наш герой из кожи вон лез, чтобы обеспечить участие карабахцев, как вы сказали, и одновременно создать некую платформу единства народов Азербайджана, включая армян. Но я прочитал его выступление на этом форуме, там он как раз говорит в русле свободы Талышистана, талышского народа и т.д. Как это может быть? Тем более что, как известно, конференцию финансировали азербайджанцы.
- Да, это интересная история. Я был тогда в командировке в Лейдене и в тот день съездил и в Гаагу - не для участия в этой конференции, а для того, чтобы узнать, что там происходит. То, что вы прочли, - текст выступления Гумбатова, составленный в недрах Талышского движения под руководством Фахраддина Абосзода, который он должен был озвучить с трибуны. Но Аликрам этот текст даже не тронул и плел совсем другое - то, о чем я вам говорил: о дружбе, единстве народов Азербайджана, в том числе армян, о "территориальной целостности" и т.д. Но талышские активисты до того, как его текст был распространен СМИ, обнародовали свой текст в качестве его выступления, тем самым опередив и азербайджанцев, и Гумбатова. Это очень интересный и забавный случай; вы как раз прочли именно этот текст, фахраддиновский, а не бред Гумбатова с трибуны конференции.
Так что поведение Гумбатова в Армении - скорее тактический ход. Сегодняшнее позиционирование Аликрама как неистового радетеля пресловутой "территориальной целостности" Азербайджана ставит его в ряд, без сомнения, злейших врагов армян и даже своего собственного народа. А жаль! Я всегда относился к Аликраму Алакбаровичу с уважением, особенно зная о его мужественном поведении в 10-летнем заточении в Баку. Он вел себя в тюрьме как достойный сын своего героического народа и не сломался под пытками в постоянном ожидании расстрела.
Аликрам Алакбарович обладает, безусловно, волевым характером, он мог бы стать всенародным лидером талышского народа даже без вмешательства в талышские дела, просто одним своим существованием. Но у него, видимо, развился "Стокгольмский синдром" - он стал любить своих мучителей и мучителей своего народа, а это превеликий грех!
В настоящее время Гумбатов создал себе компанию, состоящую из весьма сомнительных людей, готовых за деньги и за ожидаемые бонусы продать душу дьяволу. Вот, например, Микаил Гаджиев, его бывший сослуживец и нынешний соратник, который поздравил намедни азербайджанскую армию со 100-летием. Армию, "дебютом" которой стало потопление в крови первого талышского политического образования в ХХ веке - Муганской советской республики - и совершение гнусного геноцида над талышами.
Беседу вел Антон ЕВСТРАТОВ
"Голос Армении"