Общественная организация по изучению армянской архитектуры (RAA), основанная известным архитектором, доктором наук Арменом Ахназаряном действует более 30 лет. С 1982 года официально зарегистрирована в Германии, впоследствии в США. С 1998 года RAA была официально зарегистрирована в Армении. Целью RAA является выявление и изучение памятников армянского зодчества за пределами Армении, в первую очередь в Западной Армении и Киликии, а также в соседних странах — в Грузии, Азербайджане с Нахичеванской автономией, Иране и историческом Спюрке. До сегодняшнего дня RAA предприняла более полутора сотен экспедиций в Западную Армению, в Киликию, в Арцах (включая освобожденные территории и Северный Арцах), в Гугарк, в Джавахк, в Тбилиси, в Ахалцха, Картли, Кахети, на левобережье Куры (Азербайджан) и в Иран. Исследования проводились также в отдельных колониях Спюрка: в Индии, Иране, Судане, Сингапуре. Во время исследований RAA были обнаружены многочисленные памятники: монастыри, церкви, крепости, мосты, родники, кладбища, хачкары, жилые дома. Все они фотографировались, обмерялись, заносились на карту. Особое внимание уделялось памятным надписям, которые срисовывались и расшифровывались. Об этих и других аспектах деятельности RAA поведал в интервью информагентству АрмИнфо возглавляющий с 2000 года научную Организацию по изучению армянских памятников историк Самвел Карапетян.
- Г-н Карапетян прошедшая недавно в руинированной средневековой столице Армении Ани фотосессия моделей турецкой редакции журнала «Elle» вызвала бурю возмущения в армянском обществе, в частности у блоггеров, многие из которых считают это насмешкой и неуважительным отношением к армянскому наследию. Уважают ли, по Вашему мнению, исторические памятники в самой Армении?
- В данном вопросе я полностью согласен с вашей трактовкой, поскольку прежде чем бушевать по поводу неуважения турок к нашему историческому прошлому, нам следовало бы для начала озаботиться собственным поведением. В Армении, к моему великому сожалению, в целом отсутствует уважение и любознательность в отношении собственного культурного наследия и истории. Меня это озадачивает гораздо больше, чем отношение турок, и так известных миру своим отношением к чужим святыням, обильно расположенным на территории современной Турции. Конечно, меня радует постепенный отказ армян от атеизма и возвращение к христианским истокам. Но я не понимаю, почему стремление наших граждан к вере должно обязательно выражаться в установке свечей на хачкарах, подоконниках церквей, надписях на древних храмах, которые потом оплывают в такой степени, что становится невозможно прочесть выбитые древними мастерами надписи. В буквальном смысле подобное происходит на всей территории Армении, во всех не действующих церквях и монастырях, и соответственно не имеющих специальных мест для того, чтобы наше население могло ставить свечи. Наши люди просто не имеют уважения и понимания в отношении ценности нашего культурно-исторического наследия.
- Чем Вы это склонны объяснить?
- Отсутствием стремления к познанию своей родины у нашего общества. Армения в широком смысле этого слова лишена национального общества. Эти два факта находятся в цепной связи, что приводит к тому, что мы не имеем общества состоящего из индивидуумов стремящихся узнать правду, о своей истории, культурном наследии. Мы не понимаем, что значит жить в независимой стране, не ценим ее важность, не ведем себя как граждане независимой страны, имеющей свой государственный язык. Мы занимаемся самотоптанием и, кажется, даже получаем от этого удовольствие, вот в чем парадокс. Человек не может быть патриотом и при этом не ценить свою родину. Многое зависит от воспитания, поскольку мы не можем требовать от подрастающего поколения патриотизма, уважения и понимания ценности исторического наследия, не прививая ему этих качеств с самого детства.
- Вы отметили отсутствие индивидуумов в Армении. Но в Армении ведь есть богатые индивидуумы, строящие новые церкви, нередко называющие их своими именами. Этим, собственно, занимается и ААЦ. Вы не считаете, что взамен постройки новых церквей, намного целесообразнее было бы реконструировать древние армянские церкви и храмы, имеющие историческую ценность, которую трудно переоценить?
- Полностью разделяю ваше мнение, поскольку я неоднократно озвучивал аналогичную мысль в ходе встреч с людьми, занимающимися постройкой новых церквей. В ходе последней моей встречи с Католикосом Всех Армян Гарегином Вторым я вновь озвучил проблему Санаинского монастыря, напомнив ему, что на крыше этого исторического памятника вырос целый лес. Мы предложили Святейшему направить хотя бы часть средств, предусмотренных на постройку новых церквей, для решения этой проблемы. В ответ он всего лишь простер руку, заявив, что не имеет никакого дела с монастырями и церквями, расположенными в горах!? Однако, позволю себе напомнить, что культовые постройки по логике прежде всего должны были бы заботить Церковь. Я уже не говорю о госструктурах, которые должны бы быть заинтересованными, чтобы на крыше церквей не росли деревья. Поэтому когда я говорю, что мы не являемся нацией уважающей свое культурно-историческое наследие, доставшееся нам от предков, и это касается нас всех – от привратника до католикоса.
- Тем не менее, откуда такое стремление к строительству новых церквей?
- Все очень просто. Люди, строящие новые церкви, тем самым стремятся искупить грехи, которые они совершили. Безусловно, что, убивая, воруя, предавая, высасывая кровь собственного народа, люди совершают смертный грех. На протяжении веков люди строили церкви для того, чтобы получить отпущение грехов, так что это не нонсенс. Разница лишь в том, что ранее церкви строили князья, а сейчас просто богатые люди.
- Так что же мешает им направить эту энергию на реставрацию существующего наследия. Неужели, то, что в этом случае им не простятся грехи?
- Недостаточность сознания. А также отсутствие уважения и чести в отношении собственных предков.
- Решение каких проблем касательно исторических памятников на территории Армении Вы считаете сегодня первоочередным?
- Проблемы по их реставрации и сохранности, которые, впрочем, были всегда, но сегодня особо заострились. Но даже если Министерство культуры окажется в состоянии поставить у каждого памятника культуры по одному охраннику, эта проблема решена не будет, поскольку она намного глубже и заключается в подсознании каждого из нас. Первичным признаком, по которому можно понять, что та или иная нация страдает отсутствием патриотизма, является отсутствие магазинов туристических товаров. На Западе есть города, в которых из 5-6 магазинов один обязательно является туристическим, потому что есть соответствующий спрос. Во всем Ереване есть всего один магазин – «Турист», который всегда закрыт. У меня есть телефон продавца и когда мне бывает нужно, я звоню, чтобы он пришел и открыл мне дверь. Общество, не имеющее нужды в спальных мешках и наплечных рюкзаках, по определению не может быть патриотичным. В то же время, в Ереване есть 5 или 6 охотничьих магазинов. А это свидетельствует о наличии у наших граждан стремления убивать последних оставшихся в живых животных, для того, чтобы окончательно опустынить Армению.
- После того, как мы поговорили о внутренних проблемах, поговорим немного о внешних. Недавно Армению посетил президент Грузии Михаил Саакашвили. Какие проблемы есть сегодня с армянскими памятниками культуры в Грузии, в первую очередь в Джавахке, которые следовало бы обсудить на президентском уровне?
- Меньше всего проблем с армянскими памятниками в Грузии мы имеем именно в Джавахке, поскольку они находятся под бдительным оком хозяев в лице джавахкских армян. Таким образом, все те преступления, совершенные грузинами в отношении армянских памятников культуры в Тбилиси, в Джавахке они повторить не в силах. Они просто не могут пойти и в присутствии жителей стирать армянские надписи, огрузинивать или разрушать под фундамент армянские церкви. В течение последних 20 лет 15 армянских церквей в Тбилиси были либо разрушены под фундамент, либо огрузинены. Месяц назад мы стали свидетелями усилий грузин по огрузиниванию церкви «Сурб Хач», находящейся в квартале Рабат города Ахалцих. Причем в отличие от всех прежних случаев, грузинские власти, не став их уничтожать, на этот раз вырезали камни с армянскими надписями, передав их местным армянам со словами «сохраните их в своей церкви».
- Откуда у народа, исповедующего христианские ценности, такое стремление?
- Южные районы Грузии: Джавахк, Цалка, Болниси, Марнеули являются частью исторической армянской области Гугарк, таким образом, все живущие там и по сей день армяне, являются аборигенами. Лишь часть армян Джавахка эмигрировала 200 лет назад из армянского Карина в Джавахк, но это была внутриармянская миграция. Таким образом, имея дело с аборигенами, грузинские власти делают все, чтобы лишить их исторической связи с корнями. И это касается не только Грузии, но и Азербайджана, упрямо именующего армянские памятники албанскими. То же самое делает Турция, называющая армянские памятники византийскими, Византии, то ведь уже давно нет. Они готовы именовать их как угодно, но лишь не армянскими. Все они создали свои государства на чужих территориях, а в этих условиях культурное наследие аборигенов-армян является для них величайшей угрозой. Тот же Азербайджан был выдуман на родине армян. А массовое уничтожение армянских памятников на всей территории Нахиджевана, в том числе Старой Джуге, лучшее тому подтверждение. Таким образом, желание закрепить за собой не принадлежащую им территорию территорию является основной причиной уничтожения армянского культурного наследия.
- Азербайджанцы неустанно потрясают мир заявлениями об уничтожении «азербайджанских памятников» в Арцахе. О чем вообще идет речь?
- Если мы говорим об азербайджанских памятниках, то речь идет о памятниках воздвигнутых на этой территории кавказскими татарами в конце 19-го начале 20-века, то есть в дореволюционный период. Речь идет о мавзолеях, мечетях и могильных камнях. Все эти памятники, как стояли, так и продолжают стоять, поскольку армянская сторона заинтересована в их сохранении. Именно эти памятники наилучшим образом свидетельствуют о том, что кавказские татары, являющиеся кочевыми скотоводами до середины 19 века, лишь по принуждению царского правительства приняли оседлый образ жизни. И лишь после этого, в конце 19 века стали строить свои первые мечети, естественно руками армянских каменщиков. Эти мечети, вкупе с могильными камнями кавказских татар, наилучшим образом доказывают, с какого года предки народа, именующего себя азербайджанцами, обосновались в Арцахе. Все же более древние памятники являются персидскими, и также принадлежат туркменским племенам кара-коюнлу, причем во всех этих памятниках содержатся элементы армянской архитектуры.
- В армянской прессе часто восхваляются власти Ирана, делающие все для сохранения армянских исторических памятников. Вы с этим согласны?
- Бесспорно. Нация, являющаяся носителем великой культуры и творчества, всегда знает цену чужому культурному наследию. В Иране не было Геноцида армян, а наши памятники уничтожаются лишь в тех странах, где уничтожались армяне. Это касается Турции, Азербайджана и даже Грузии, поскольку мы уже подзабыли, как в Кутаиси и Бакуриани по совету и при участии немецких офицеров грузинами-меньшевиками были созданы концентрационные лагеря, в которых уничтожались тысячи армян из Тифлиса. В Иране же армяне никогда не уничтожались, наоборот, в ходе резни в Баку и Турции именно Иран стал для уцелевших армян берегом спасения.
- В Турции по решению премьера Эрдогана готовятся уничтожить памятник армяно-турецкой дружбе. Поделитесь своим мнением по этому поводу?
- Экс-губернатор Карса будучи прагматичным человеком, из сугубо экономических соображений и выгод своей области, стремился к открытию армяно-турецкой границы. Он не думал о политических выгодах свой страны, самовольно установив этот памятник. Думаю, что это, несомненно, сыграло свою роль в мотивах послуживших причиной его отставки. Новый же губернатор, выполняя приказ Эрдогана, принял решение снести этот памятник. При этом, нас армян это не должно заботить, поскольку разрушая этот памятник, турки разрушают собственную, а не нашу инициативу.
- Ваша организация обращалась или готовиться обратиться в Юнеско в связи с разрушением армянских культурно-исторических памятников на территории Турции и Азербайджана?
- Мы собираем, готовим и обрабатываем соответствующие материалы и в состоянии в случае необходимости представить необходимые документы, фотографии и факты по любому памятнику и в Юнеско и в Икомос. При этом, я считаю, что заявления в эти организации должны делаться на государственном уровне, посредством МИД или министерства культуры. Насколько мне известно, до сегодняшнего дня этого сделано не было, если не считать заявления главы МИД РА Эдварда Налбандяна о разрушении армянских памятников в Старой Джуге. Таким образом, к сожалению, мы не проводим последовательной работы на государственном уровне в этом направлении. Если же это все же будет сделано, то наша организация готова предоставить все необходимые факты и письменные и фото свидетельства. Время от времени, мы издаем свои публикации с надеждой и целью, что когда-нибудь, в один прекрасный день, плоды нашего труда все же пригодятся.
Давид Степанян