Сколько-нибудь заметного желания армян сменить место жительства с Москвы на Ереван пока не видно, но повышенный интерес к тому, что происходит в последнее время на родине, очевиден. Озадачивающая деталь - почти никто из сказавших свое слово по этому поводу, назвать себя не пожелал.
Константин Р., банковский служащий.
Успех Пашиняна не в его уме или талантах, а в бессилии и бездарности прежней власти. Хапали долго и много, ушли быстро и бесславно. Сопротивление было бессмысленным - накал неприятия проигравших, переходящий порой в ненависть, был слишком высок. Правда, если бы прежняя власть успела собраться, проявить решимость и показать кто в доме хозяин, сохранить себя и прежний «миропорядок» она смогла бы. Но момент упущен, кусать локти уже поздно.
Стали ли люди жить лучше - не знаю. В Ереване давно не был, а телевизору и прессе не верю. Тоже давно.
Гаяне Д., частный предприниматель.
Прежнюю власть однозначно не принимала. Нынешнюю, скорее нет, чем да. Прежнюю за жадность и наглость. Нынешнюю за нахрап и самодовольство. Хотя замечена она и в глупости. Ну, что значит «пусть Россия адаптируется к Армении»? Кажется, так выразился премьер Пашинян? Видимо, полагая, что так должно (или будет) происходить. Наивно, смешно, никак не реально.
В политике, как и в бизнесе, происходит иначе - и там, и там надо искать точки соприкосновения, развивать и наращивать их, идти на компромиссы, стремиться к взаимному согласию, но никак не выставлять себя пупом земли, на который надо равняться. Представить себе, как Белый дом, Елисейский дворец или, скажем, Кремль адаптируются к площади Республики в Ереване, смешно.
И еще. Очень не понравился конфликт Никола Пашиняна с бизнесменом Рубеном Варданяном, который, насколько мне известно, много сделал для Армении. Это что, зависть? Если да, то плохо.
Хаш в подмосковном хлебосольном армянском доме. Участников застолья семеро. Между рюмками финской водки рассуждают о событиях в родной Армении. Мнения расходятся.
- За Никола! - провозглашает тост один из гостей.
Четверо чокаются, трое решительно отказываются.
- Предлагать тосты за хашем не принято, - объясняет хозяин дома, но тост за Пашиняна я поддерживаю и пью до конца!
Роберт А. - профессор университета.
Новое руководство Армении, как и любое другое, должно пройти стадию становления и только после этого о его дееспособности можно будет судить. Между тем, процесс сильно затягивается. Слишком много энергии, сил и эмоций уходит на второстепенности. Если так пойдет и дальше, может получиться неустроенная Куба с пламенным Фиделем во главе.
Но там другое, там море, рыба, румба, самба, мамба… Там круглый год тепло и всегда карнавально. Другой менталитет, другие традиции, не имеющие общего с нами.
Еще. Острову свободы, революции и роскошных пляжей помогал могущественный Советский Союз, тогда как ничего такого в случае с Армений пока не наблюдается. Похожесть чисто географическая: рядом с Кубой враждебно настроенные к ней США, рядом с Арменией не менее враждебные к Армении Турция и Азербайджан. Москва станет реально поддерживать Пашиняна только в том случае, когда все сомнения в искренности его заверений об отношении к России отпадут. Лично у меня они есть.
Авакян Роза, продавец фруктов овощей на Дорогомиловском рынке (возраст на глаз от шестидесяти и выше).
Очень давно не видела по телевизору бывшего премьер-министра Карена Карапетяна и ничего о нем не слышала. Очень он мне нравился - красивый, стройный, всегда в хорошем костюме, не то, что этот новый с рюкзаком. Почему он все время кричит и целуется? Карен никогда не кричал. Очень по нему скучаю.
Бегларов Ю. - учитель физкультуры.
Пашинян, как мне кажется, слишком бурно стартовал, хватит ли дыхания и сил добежать до цели, не знаю. Но очень хочется пожелать успеха. Насчет возвращения в Армению, пока ничего сказать не могу. Надо крепко подумать.
Сергей Баблумян