В Ереване 23 сентября прошли выборы в Совет старейшин (столичный парламент), которому предстоит избрать мэра города. Их безусловным фаворитом считался блок премьер-министра Никола Пашиняна «Мой шаг», выдвинувший в мэры известного комика Айка Марутяна. Господин Пашинян сделал все, чтобы превратить голосование в референдум о доверии себе и инструмент давления на оппонентов, которых он намерен принудить к досрочным выборам парламента. Другим направлением его усилий было налаживание отношений с Москвой — российский фактор во внутриполитической борьбе в Армении резко возрос.
Кампания для одного
Блоку Никола Пашиняна «Мой шаг» и поддержанному им кандидату в градоначальники комику Айку Марутяну победу на выборах прочили с самого начала. Согласно опросам, «Мой шаг» мог рассчитывать более чем на 60% голосов. Окончательные итоги выборов должны подвести 24 сентября.
Господин Пашинян старался делать все, чтобы выборы в столице обернулись его личным триумфом. Некоторые наблюдатели в Ереване даже говорили, что он специально выдвинул комедианта, чтобы всем доказать: люди выберут любого, кого поддержит лично он.
Никол Пашинян много выступал на митингах в поддержку господина Марутяна, представляя будущее голосование как схватку «белых и черных» сил. К первым он относил себя, свой блок и своего кандидата. Ко вторым — всех остальных.
Еще до дня выборов стало ясно, что Никол Пашинян ни с кем не собирается делить победу и власть в столице. В блоке «Елк», созданном партиями «Гражданский договор» господина Пашиняна, «Республика» Арама Саргсяна и «Просвещенная Армения» Эдмона Марукяна, судя по всему, разгорается конфликт. Весной, когда нынешний премьер только шел к власти, «Республика» и «Просвещенная Армения» голосовали в парламенте за его назначение главой правительства.
Но на выборы мэра Еревана недавние союзники отправились порознь: «Республика» и «Просвещенная Армения» создали предвыборный блок «Луйс» и выдвинули в мэры главу минюста Артака Зейналяна. В какой-то момент радикализация Николом Пашиняном предвыборной риторики привела к открытому выяснению отношений с теми, кого было принято считать его единомышленниками. Это произошло после того, как на одном из митингов в столице премьер заявил, что отдельные политические силы, «представляющие себя защитниками революции», на деле ведут переговоры с Республиканской партией (была правящей до весенних событий), чтобы республиканцы помогли им сфальсифицировать выборы. «Опомнитесь, безумцы, опомнитесь!» — призвал премьер.
Хотя Никол Пашинян не сказал, о ком речь, лидер «Республики» Арам Саргсян, комментируя его выступление, предупредил: «Те люди, которые один раз вам помогли, могут теперь не помочь». Господин Саргсян пояснил, что он имеет в виду предстоящую борьбу Никола Пашиняна за досрочные выборы в парламент.
Площадью ходи
Сейчас главной проблемой премьера Пашиняна является отсутствие надежного большинства в парламенте. В этой ситуации его единственным ресурсом и гарантией легитимности является улица. Спустя четыре месяца после событий, которые он называет «бархатной революцией» и которые завершились его победой, премьер продолжает собирать площади и проводит на них довольно много времени. Каждый раз он подчеркивает, что действует от имени и в интересах народа.
«Эти выборы имеют исключительно важное политическое значение, так как на этих выборах народ, гражданин Республики Армения, на избирательных участках должен подтвердить ту победу, которую он одержал на площади Республики,— предупреждал Никол Пашинян незадолго до выборов в Ереване (цитата по "Радио Азатутюн").— Все те, кто хотят подтвердить власть народа, победу народной, ненасильственной бархатной революции в Армении, должны на избирательных участках голосовать исключительно за блок "Мой шаг", за Айка Марутяна».
Весной Никол Пашинян называл досрочные парламентские выборы острой необходимостью и продолжает на этом настаивать. Но ему так и не удалось добиться их проведения. В этом крайне не заинтересована ставшая оппозиционной Республиканская партия, которая еще не оправилась после потери власти и может разгромно проиграть досрочные выборы находящемуся на волне популярности премьеру. «Они (выборы.— “Ъ”) могут состояться и в этом году, и в начале будущего года. Это зависит от политической ситуации»,— так ответил Никол Пашинян на вопрос “Ъ”.
Нет ясности и с процедурой организации выборов. Самораспуститься парламент не может — такой сценарий законодательно не прописан. Есть вариант, при котором премьер подаст в отставку, а депутаты не изберут нового главу правительства и тем самым создадут основания для досрочных выборов. Но Никол Пашинян пока не собирается уходить и заявляет о необходимости поменять конституцию, чтобы сделать возможным самороспуск парламента.
«По конституции я как премьер-министр должен подать в отставку, а парламент должен два раза подряд не выбрать нового. Что тогда может произойти? Я могу подать в отставку, а парламент втихую соберется и выберет… знаете кого. Поэтому мы инициируем изменения в конституции. Мы разрешим парламенту провести самороспуск. И если вы выразите это требование как народное, мы обеспечим принятие этих изменений в парламенте»,— заявил Никол Пашинян в августе на митинге, приуроченном к 100 дням его премьерства.
Поскольку большинство в парламенте он не контролирует, не исключено, что принуждать законодателей к досрочным выборам ему снова придется с помощью уличных методов борьбы. Именно так он стал премьером четыре месяца назад.
С Россией вперед
После прихода Никола Пашиняна к власти российский фактор в армянской политике приобрел особое значение. Оппоненты до сих пор нередко припоминают господину Пашиняну, что раньше он был против членства страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и пытаются уличить в прозападности. Эти подозрения усилились после того, как в Армении возбудили уголовные дела в отношении генсека ОДКБ Юрия Хачатурова и экс-президента Роберта Кочаряна, который называет себя другом президента России Владимира Путина.
Арест господина Хачатурова стал серьезной проблемой в отношениях Никола Пашиняна с РФ. И хотя позже — после довольно резких заявлений из Москвы — чиновника отпустили, собеседники “Ъ” среди российских дипломатов и после этого не исключали, что за арестом, ударившим по имиджу ОДКБ, стоят «некие внешние силы». Намек был явно на Запад.
Этими ошибками постарались воспользоваться его оппоненты. Главный из них — Роберт Кочарян. Вернувшийся в политику экс-президент резко критикует Никола Пашиняна. Отдельно — за внешнюю политику. Господин Кочарян уже обвинил премьера в том, что он пытается развернуть страну на 180 градусов, и предупредил: «Любой неосторожный шаг в геополитических приоритетах — это прямая угроза безопасности страны».
В последнее время Никол Пашинян постарался исправить ситуацию на российском направлении. В начале сентября он слетал в Москву и лично объяснил Владимиру Путину мотивы своих действий.
А в ближайшее время Ереван отправит в Сирию гуманитарную миссию — в Алеппо полетят армянские саперы и медики. Россия, заявляющая о необходимости международных усилий по восстановлению арабской республики, заинтересована, чтобы эта работа проводилась ею не в одиночку. По данным “Ъ”, армянские военные и врачи направятся в Сирию, как только министерства обороны России и Армении подпишут соответствующий протокол.
Кроме того, российские эксперты были допущены в биолаборатории, открытые в Армении при финансовой поддержке США. Так называемые референс-лаборатории работают на Украине, в Грузии, Казахстане и Армении. Москва выражала обеспокоенность их появлением и давно пыталась добиться доступа к ним. По информации “Ъ”, лаборатории посещали эксперты Минобороны РФ, и теперь российская сторона ведет с Арменией переговоры о подписании документа, который гарантировал бы запрет на использование этих объектов третьими странами. Если переговоры увенчаются успехом, то, например, у американских экспертов не будет доступа в лаборатории.
Теперь источники “Ъ” констатируют: «Отхода Еревана от линии на активное участие в ОДКБ и ЕАЭС нет». В то же время собеседники “Ъ” признают, что внутренняя ситуация в Армении их по-прежнему беспокоит. «Ситуация здесь напоминает бульон, который еще только варится. Что из этого получится, пока непонятно»,— сказал “Ъ” российский дипломат, занимающийся армянским направлением и просивший не упоминать его имени.
Владимир Соловьев, Ереван—Москва
https://www.kommersant.ru/