В 1889 году А.Т.В-ев, публицист, пишущий под таким псевдонимом, в очерке о горских евреях говорил: «Горские евреи, живущие аулами в Терской и Дербентской областях, между чеченцами, кумыками, лезгинами, большинству русской публики почти не известны. Между тем это племя заслуживает внимания: некоторые его обычаи очень интересны и оригинальны».
Далее автор описывает традиции горских евреев. Например, нередко заключаются браки между ними и чеченками, лезгинками, кумычками, что ничуть не способствует утрате их национального типа.
С тех пор прошло целых 130 лет, а спроси любого русского об этом субэтносе, он ничего не скажет. Мало того, удивится, что такой существует, и тому есть ряд причин. Среди них – достаточно сильная ассимиляция среди кавказских народов и азербайджанцев, традиционный и закрытый уклад жизни, а еще - несколько волн Алии, когда горские евреи покидали СССР так же, как и представители других еврейских общин.
Сегодня сегрегация в российском обществе нарастает. Каждая национальная община почти всегда живет обособленно, своими интересами. И очень редко возникают «горизонтальные связи», хорошо, если есть еще национальные праздники или выставки. Дальше коммуникации не идут, потому что они требуют «глубины проработки», и получается, что несмотря на многочисленность и успешность общины горских евреев России о ней мало кто знает.
Доказать это довольно легко. Давайте заглянем в Российскую государственную библиотеку искусства. Консультант, помогая находить в фондах нужные материалы, удивляется, что горские евреи существуют. К счастью, здесь можно найти несколько довольно фундаментальных источников по истории и культуре этого народа, предки которого пришли на Кавказ в древние времена.
Поселяться на Кавказе евреи стали во времена ассирийско-персидского владычества, когда «Пламенная Колхида» составляла одну из областей громадной персидской монархии. Горские евреи во многом были ассимилированы, однако, сохранили много уникального в своем жизненном укладе. Во все времена проживания на Кавказе – в Грузии, Дагестане или Азербайджане – они страдали от безземелья, было мало скота, садов, несмотря на пышную природу Кавказа.
До середины XIX века расселялись преимущественно на юге российских Дагестанской области и севере Бакинской губернии, впоследствии шли в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль. В старину жили преимущественно в саклях, напоминающих русские сараи – неширокие, а длинные, где самой главной комнатой считалась кунацкая – богато декорированная коврами и подушками для приема гостей. Многие горские евреи уходили в наемные работники или в солдаты, присягали Царю и Отечеству.
Горские евреи прекрасно знают страницы своего исхода. А в этих залах можно прочитать сборник сказок «Золотой сундук» (составитель Амалдан Кукуллу), сборник «Горские евреи в русской периодической печати 1853-1917» (составитель Е.Н. Улицкий), тоже свежую книгу «Кавказские евреи-горцы: трагическая история кавказских евреев, жизненный уклад, традиции, обряды и верования, взаимоотношения с христианскими и мусульманскими народами». Глядя на эти свежие страницы, делаешь вывод, что книги эти не читаются. Также вряд ли русские интеллектуалы и театралы в частности знают, что один из основателей МХАТа В.И. Немирович-Данченко оставил замечательный этнографический очерк о горских евреях. И кстати, он противопоставлял их романтизм и боевой дух другим евреям, населявшим Российскую империю, которые в основном торговали. И это было в те времена, когда евреи Белоруссии еще не могли выйти из реалий своего сословия и закрепощения в художники, архитекторы, которые значительно повлияют не только на русское авангардное, но и мировое искусство в целом.
Развивать культурные и политические связи россиянам с горскими евреями необходимо, именно потому, что в силу своего формирования в «межграничье» они могут связывать нас с другими этносами. В частности, с народами Дагестана, так как сегодня назрел глубокий кризис во взаимоотношениях тех же аварцев с русскими, и громкая история, связанная с победой Хабиба Нурмагомедова еще раз это показала. Многие русские болели за противника дагестанского бойца, сознательно противопоставив кавказца и европейца. Получилась парадоксальная ситуация, когда русский Кавказ стал для нас дальше и отчужденнее, чем Ирландия и ее ценности, в случае с Макгрегором, очень сомнительные.
Разумеется, традиционно это можно делать через выставки художников. Искусство горских евреев в России не знают. Хотя ряд современных еврейских создателей нам доступен благодаря книжным иллюстрациям того же Бориса Карафёлова, мужа писательницы Дины Рубиной, соавтора ее книг. А в основном возникают образы Марка Шагала или пространственные конструкции Эль Лисицкого.
В этих экспозициях очень важно будет подчеркнуть самобытность, уникальность горско-еврейской художественной парадигмы, как ее корневой системы, всеобщего еврейского искусства, так и особого менталитета.
Валерия Олюнина