21-23 февраля т.г. в городе Ереване Научное общество кавказоведов (НОК), образованное в октябре 2010 года в Сухуме, провело свою первую конференцию, посвященную проблемам Кавказа и современного кавказоведения. В работе форума приняли участие кавказоведы из Москвы, Ростова, Еревана, Грозного, Тбилиси, Сухума, Цхинвала, а также представители из Англии, Польши, Словакии. Всего было заслушано 27 докладов, посвященных разным аспектам теории и практики кавказоведения.Представляем вниманию читателей заметки участника форума Вахида Акаева, доктора философских наук, профессора, академика АН ЧР.
На озере Севан 20 февраля из Ростова-на-Дону вместе с профессором ЮФУ И.Добаевым я вылетел в Ереван. В аэропорту Звартноц нас встретили и отвезли в гостиницу "Армениан Роял Палас" - великолепное архитектурное сооружение, выполненное в стиле армянского классического зодчества и расположенное на достаточном удалении от Еревана. Видимо, организаторы поместили нас сюда, чтобы избавить от соблазна "путешествовать" по Еревану. На следующий день армянские коллеги организовали кавказоведам поездку в Национальный парк "Севан", на территории которого существуют многочисленные исторические памятники как раннепалеолитического периода, так и позднего средневековья. Озеро Севан, расположенное на высоте 1916 м над уровнем моря, встретило нас густым снегом и пронизывающим ветром.
Севан - одно из чудесных явлений Армении, в него впадает 28 рек и речушек, а вытекает только одна река Раздан. В озере разводят ценные виды рыб: форель, храмулю, усача, сига и др.
Одна из наших машин увязла в рыхлом и обильном снегу вблизи Севана. Ученые пытались ее вытолкнуть собственными силами, не получилось, пришлось это делать с помощью мощного джипа. Кавказовед Ирина Бабич, искупавшись в Севане, блеснула перед нами, мерзнувшими мужчинами, недюжинным здоровьем и волевыми качествами. После, несмотря на резкий ветер, хлещущий острыми снежинками в лицо, мы по очень крутой дорожке поднялись на гору, где стоял армянский монастырь святых апостолов. Местный священнослужитель рассказал, что он построен в IХ в. из прочнейшего базальтового камня и совсем не пострадал от сильных землетрясений прошлых лет. Во время обеда один из ученых Гагик Авакян, сопровождавший нас, заявил, что мы находимся на "прародине вайнахов". Это очень интересная, давно существующая точка зрения о происхождении нахов и их исторических контактах с армянами , которая до сих пор остается почти неизученной.
Работа конференции
На пленарном заседании конференции с докладом "Кавказоведение: особенности развития после распада СССР" выступил президент НОК, доктор исторических наук А.Крылов. Он подробно охарактеризовал сложное состояние кавказоведения после распада СССР, отметив современные тенденции его развития.
На первой сессии были заслушаны доклады: "Кавказоведение в современной Армении" (Г.Харатьян, к.и.н), "Наука в Абхазии: прошлое и настоящее" (Ш.Салакия, д.ф.н., проф.), "Научные исследования в Чеченской Республике: состояние, проблемы и пути развития" (В.Акаев, д.филос.н., проф., академик АН ЧР), "Исследование Кавказа в Центральной Европе" (А.Козубова, Братиславский ун-т им. Коменского), "Основные направления кавказоведческих исследований в Абхазии" (В.Авидзба, к.ф.н., директор Абхазского инситута гуманитарных исследований им. Д.Гулиа АН Абхазии), "Археология Кавказа: проблемы и пути их решения"
(В.Эрлих, д.и.н).
На первой сессии дискуссию вызвал доклад "Анализ исторических исследований на Северном Кавказе" д.и.н. И.Бабич, предложившей весьма своеобразную классификацию местных историков:
1. Участники исламской политической борьбы (к ним она отнесла уничтоженных в КБР террористов Мукожева и Астемирова);
2. Работающие в национальных НИИ и десятилетиями исследующие историю собственного народа, но не способные изучать прошлое соседних этносов (привела пример того, как в ИГИ КБР запрещается исследовать историю кабардинцев, например, балкарцам, и наоборот);
3. Сторонники добровольного вхождения народов СК в состав России, выполнявшие политический заказ.
В своем докладе она заявила, например, что "Б.Бгажноков уже 20 лет занимается мифотворчеством и его мифологизированная работа "Этикет кабардинцев" изучается в школах КБР". "Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН не нашли в Чечне историка, который написал бы нужный раздел для одной из наших совместных книг", "в национальных НИИ работают по 100 человек, среди которых нет ни одного профессионала", "должна быть создана наднациональная исследовательская структура" и пр. Эти спорные и недостаточно обоснованные суждения вызвали возражения, хотя идеи подготовки новых кадров в области кавказоведения и проведения соответствующих реформ имеют право на существование. Но при этом следует подчеркнуть, что кавказоведам придется немало поработать над определением предмета, его структуры, содержания, методов исследования дисциплины "кавказоведение". На второй сессии, работавшей параллельно, были заслушаны доклады, рассматривающие Кавказ в контексте мировой политики, отражающие политическое и экономическое положение в государствах Южного Кавказа, геополитическое значение региона, проблемы и новые вызовы на Южном Кавказе, британский взгляд на проблемы современного Кавказа (Джемс Никси, Королевский институт международных отношений Чатам Хауз, Лондон), модели постсоветского развития Кавказа (А.Скаков, к.и.н., Институт востоковедения РАН), "Кавказ и его геополитическая роль в доктрине внешней политики Польши после 1991г." (Матеуш Пискорский, директор Европейского центра геополитического анализа), "Экономическое развитие Армении после 1991г." (М.Вермишев, эксперт ООН по программам развития Армении), "Северо-Кавказский федеральный округ: проблемы региональной идентичности на Юге России" (И.Добаев, д.филос.н., проф. ЮФУ), "Новые технологии построения общего дома и цивилизационного общества на постсоветском Кавказе" (Геворк Тер-Габриэлян, директор армянского представительства Фонда сотрудничества Евразия), "Северный Кавказ как новый фактор грузинско-российских отношений" (Г.Гвимрадзе, ст.науч.сотр. Института стратегических исследований, Тбилиси) и др.
Заметный интерес у представителей Северного Кавказа вызвал доклад "Северный Кавказ как фактор в грузино-российских отношениях", с которым выступил Г.Гвимрадзе. В 2010 году в Тбилиси этот иследователь вместе И.Менагаришвили и Н.Миколадзе на грузинском, английском и русском языках опубликовали доклад с одноименным названием. В нем авторы делают вывод о том, что "Северный Кавказ не стал естественной частью России, Россия не смогла интегрировать этот регион в собственный государственный организм", "русские в основном не испытывают по отношению к северокавказцам чувства согражданства" (с.94). В целях выработки новой политики в отношении Северного Кавказа М.Саакашвили на 65-й Генеральной Ассамблее ООН отметил, что "нет Северного и Южного Кавказа, есть один Кавказ, и провозгласил процесс объединения начавшимся..." (с. 119). Между тем, современный конфликтный опыт политических взаимоотношений абхазов и южных осетин с руководством Грузии не располагает к такому оптимизму.
По итогам работы ученые приняли резолюцию, отмечавшую необходимость установления широких творческих контактов исследователей Кавказа, обращения к государственным деятелям, общественным организациям, представителям конфессий для выработки эффективных мер противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам на Кавказе, превращения региона в зону мира и сотрудничества.
Рукописи Матенадарана как значительные артефакты армянской культуры
В день вылета в Ростов при содействии Грануш Харатьян мне удалось в Ереване посетить Матенадаран (Институт древних рукописей им. Маштоца) и встретиться с его директором Г.Тамразяном. Мною в 1992 году было написано письмо тогдашнему директору Матенадарана с просьбой оказать помощь в сборе сведений о нахских племенах, упоминаемых армянскими историками раннего средневековья. Просьба была удовлетворена. Грануш Харатьян рассказала, что по поручению директора именно она ответила на мое письмо. Г.Тамразян и Г.Харатьян подтвердили, что в фондах Матенадарана имеются сведения о предках чеченцев. Только абхазский ученый Гурам Гумба, владеющий древнеармянским языком, выявил небольшую их часть. По словам ученого, здесь имеется большой пласт неизученных документов, касающихся нахских племен.
Армяно-азербайджанский конфликт начала 1990-х годов прервал налаживающиеся связи чеченских ученых с Матенадараном. Мы обсудили вопрос о новом этапе такого сотрудничества и пришли к выводу о необходимости заключения договора между АН ЧР и Институтом древних рукописей Армении. Г.Тамразян поручил своему сотруднику провести для меня экскурсию в Матенадаран. В течение одного часа я слушал увлекательный рассказ об истории института и его фондах. Здесь сосредоточено 17 тыс. документов на древнеармянском языке, также имеются документы на персидском, еврейском и арабском языках. Они касаются истории Армении, церкви, литературы, науки, имеется переписанная с арамейского языка Библия, геометрия Евклида, переведенная с греческого на древнеармянский язык, трактаты по медицине, философии. Некоторые из них мною сфотографированы.
Директор Матенадарана подарил мне несколько книг. Одна из них - книга Агатангелоса "История Армении" (Ер., Наири, 2004) в русском переводе, являющаяся древнейшим памятником армянской историографии, созданным в первой половине V века. Я сфотографировался рядом со скульптурой Мовсеса Харенаци, автора книги "История Армении", впервые упоминавшего о нахских племенах.
Три дня работы кавказоведов в Ереване пролетели быстро, они были насыщены обменом информацией и встречами. Намечены новые встречи, планируется проведение очередных научных форумов кавказоведов. Некоторые из местных ученых предложили провести очередной форум в Грозном, что, я думаю, вполне возможно, учитывая опыт проведения в республике международных, всероссийских, региональных научных конференций.
"Столица-плюс" (Грозный)