Лидер Талышского национально-освободительного движения Фахраддин Фарманович Абосзода уже более трех месяцев находится под арестом, переживая все тяготы российской камеры предварительного заключения и представая настоящим мучеником за дело освобождения своего народа. В его отсутствие в Москве началось нездоровое брожение среди оппортунистически настроенных талышских деятелей, щедро подпитываемое как местными недоброжелателями, так и азербайджанскими спецслужбами. Дабы разобраться в ситуации, мы обратились к известному востоковеду, знатоку талышских реалий, профессору Гарнику Серобовичу Асатряну.
.
- Гарник Серобович, я только что вернулся из Москвы, где заметил странную ситуацию. Многим людям, членам разных инициативных групп по организации защиты Фахраддина Абосзода, в том числе моим знакомым, стали поступать звонки от некоторых талышских деятелей, считающих себя лидерами талышской общины Москвы или подвизающихся на ниве тележурналистики персон с агрессивными призывами отказаться от защиты Фахраддина Фармановича и самыми нелепыми обвинениями в его адрес. Фахраддина Абосзода называют незначимым деятелем, и обвиняют даже в работе на азербайджанские спецслужбы. В мусульманских и иранских кругах его представляют сионистом, а в русской среде – агентом Азербайджана и, почему-то… Ирана. Нелогичность и абсурдность подобного контента поражает. Российский державник предстает как агент, настоящий мусульманин – как сионист, а политик, день и ночь бьющий по самым больным местам Азербайджана (из-за чего его и преследуют) – как азербайджанский шпион. Рассказываются самые невероятные истории вроде сделки Фахраддина Абосзода с азербайджанцами, обещавшими ему пост главы Гостелерадио республики… Как и чем все это можно объяснить?
- Здесь все очевидно. Группа людей в Москве, – несколько человек, не более, – по инерции находящихся в «талышских развитиях», приобретших в течение последних лет, благодаря содействию определенных заинтересованных группировок, некоторые позиции и, соответственно, имеющих определенную материальную выгоду, всячески старается избавиться от Фахраддина Абосзода, истинного лидера талышского народа, и занять его нишу, полагая, что лидер - это тот, кто имеет какие-то материальные рычаги или связи, а не тот, кто в действительности является подлинным идеологом и вдохновителем движения. Присутствие Фахраддина в Москве этим людям мешало и мешает, а уж в тюрьме он и подавно стал для них опасным. Я почти не сомневаюсь, что даже тот факт, что Фахраддин Абосзода в течение многих лет не получил российского гражданства – тоже результат тайных и явных инсинуаций этих элементов, втихаря пишущих доносы в разные инстанции, но одновременно пользующихся гостеприимством и добрым отношением Фахраддина, который всем потакал, для всех писал тексты, всем помогал, всех потчевал со своего стола. Вселенские невежество и безграмотность этих людей (один из них даже выпускает в последнее время какие-то передачи по youtube, что более чем забавно) всем известны.
Откровенно говоря, я эту шайку давно знаю, и у меня никогда не было иллюзий насчет их истинного облика. Но то, что я услышал от вас, повергает в шок. Знаете, на Востоке есть священный закон – никогда не осуждать человека, находящегося в неволе, особенно если он – лидер, глава некоего сообщества, идеолог или мыслитель. Ибо в последнем случае тюрьма придает находящемуся в ней некую сакральность страдающего за идею. Лидер в застенках по политическим убеждениям – это всегда сакральная фигура. Неслучайно же государства очень редко арестовывают оппозиционеров – они опасаются придать им не то чтобы авторитет, а именно эту самую сакральность. Но это – одна сторона вопроса. Есть и другой этический момент: только нечестивый может стараться погубить человека, в доме которого он ел, пил, от которого он все эти годы получал руководства к действию и даже готовые тексты, которые потом озвучивал от своего имени. Вот этой низости я не мог ожидать ни от кого, тем более - от талышей… Но, видать, вселенское невежество и порождает аморальность при наличии неуемных амбиций. Потопить Фахраддина, конечно же, им не удастся – он выйдет еще более сильным, с еще большим авторитетом и харизмой, но этим людям должно быть стыдно. На Востоке с его кодексами чести – стыдно вдвойне. Кстати, и у нас здесь отметился мелкий жулик на поприще охаивания Фахраддина Абосзода, но, благо, в Армении сейчас лидер Талышского национально-освободительного движения пользуется таким громадным авторитетом, восхищает стольких людей, что голос недоброжелателей просто не слышен. Абосзода вдохновляет армянскую общественность, в его защиту пишется столько писем, обращений, петиций, особенно на уровне интеллигенции и общественных деятелей!
Но, Антон Геннадьевич, у происходящего есть и другая причина – активная работа азербайджанских спецслужб: через свою агентуру в среде талышей они стараются дискредитировать Абосзода в глазах талышской общественности, дабы в случае его выдачи Азербайджану в Талышистане не было бы волнений, и чтобы народ воспринял ситуацию как закономерное явление.
- Я, кажется, понял, на кого вы, Гарник Серобович, намекаете. Но ведь эти люди пишут статьи в защиту Фахраддина Абосзода и Талышского движения в целом, которые публикуются на различных интернет-ресурсах… Просто не верится, что такое реально… Разве можно писать одно, а в тайне делать совершенно противоположное?
- А это все – в русле сказанного мною. Вы обратили внимание, что указанные вами публикации – во-первых, глупейшие по сути, абсолютно лишенные содержательности – не только фактической, но и политической, а во-вторых, они зиждутся на том псевдопафосе, что «талышей уничтожают в Азербайджане» – некоторые публикации ведь так и называются. А если вы хотите дискредитировать какую-то идею, что вы делаете? Правильно, доводите ее до абсурда и создаете вокруг нее ложную ауру. Сейчас делается именно это. Данные материалы, конечно, пишут не сами отметившиеся их авторством люди – им даже это, собственно, не по силам, учитывая их уровень образованности. Пишут все это, скорее всего, их кураторы из азербайджанских спецслужб. Понятно, что вдумчивый читатель, регулярно видя статьи о том, что «талышей уничтожают в Азербайджане», полагает, что прямо сейчас там осуществляется настоящий геноцид. Но при более близком ознакомлении с ситуацией, выясняется, что хотя проблемы у талышей, как и у прочих автохтонов в Азербайджане – очень существенные, но данная постановка вопроса – не более, чем информационный шум, полный ложного пафоса, имеющего вполне определенные цели. В результате, весь информационный поток по талышскому вопросу оказывается запятнанным этим отвлекающим шумом. Рациональное зерно в публикациях размывается, и все приписывается пресловутому следу армянских спецслужб, якобы, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Азербайджане. Именно для этого и прилагается столько усилий в информационном поле.
- Я только что прочел заявление президента Талыш-Муганской республики Алакрама Гумбатова, сделанное совместно с молодым талышским активистом, председателем общественной организации «Талышское правительство в изгнании» Рагимом Мирзоевым, в котором говорится о поддержке Фахраддина Абосзода и о том, что любой талыш должен быть на стороне Фахраддина Фармановича – сейчас, по их словам, это дело всего талышского народа, всех честных талышей и людей доброй воли. Насколько я помню, Гумбатов с Абосзода имели серьезные противоречия – Фахраддин Фарманович выступает за создание свободного Талышистана и полный его выход из состава Азербайджана, а Гумбатов со своими сторонниками – за талышскую автономию в составе названного государства. Более того, помню, как в последнее время эти деятели часто выступали друг против друга, причем, довольно резко…
- Здесь мы подходим к одному из основополагающих вопросов – определение политической борьбы. Ведь то, что сейчас происходит в среде упомянутой выше сомнительной группы – это не политическая борьба и ничего общего с таковой не имеет. Их выпады против Фахраддина Абосзода – не акт политического возмездия или наказания, а обычная крысиная возня в попытках занять чужое место, причем, с подачи спецслужб враждебного государства. А вот то, что было между Фахраддином Фармановичем и Алакрамом Алакбаровичем – политическая борьба между двумя политиками, равнозначными лидерами целого народа. Она, действительно, носила очень жесткий характер, даже, порой, выходила за рамки некоторых условностей, но она всегда была политической борьбой в чистом виде. Когда Алакрам Гумбатов сидел в тюрьме в Баку и ждал смертного приговора, одним из главных организаторов его защиты извне был именно Фахраддин Абосзода, хотя и тогда, с самого начала, между ними были противоречия – как между президентом и председателем народного Меджлиса Талыш-Муганской республики. Заявление Алакрама Гумбатова в защиту Фахраддина Абосзода – это высший политический акт в рамках нравственности и политической этики. Оно поднимает в глазах людей, и, прежде всего, талышской общественности, не столько персону Абосзода, сколько фигуру Гумбатова как настоящего лидера. Отрадно, что вместе с ним выступает и представитель молодого поколения талышских политиков Рагим Мирзоев. Я, конечно же, приветствую это заявление Алакрама Алакбаровича и, надеюсь, что он, со свойственным ему упорством, в стремлении защитить своего собрата не остановится ни перед чем.
- Каков, по-вашему, выход из сложившегося положения?
- Сейчас, однозначно, надо освободить Фахраддина Абосзода! Если Россия не хочет полностью дискредитировать себя, необходимо прекратить опасные для нее самой игры с Баку. Очевидно, и, надеюсь, российские власти это понимают, что главная опасность для их страны исходит сегодня именно от Азербайджана. Ни Исламское Государство, ни другие салафитские группировки, ни какие-либо еще экстримистские образования не опасны для целостности РФ настолько, насколько опасно государство Азербайджан, которое умудряется вести самую что ни на есть антироссийскую деятельность на территории самой России – и это оставляя в стороне дестабилизацию на всем кавсказско-каспийском пространстве. Смотрите, что происходит на Северном Кавказе: активная вовлеченность азербайджанских спецслужб – через свои «академические» институции – в подстегивание ползучей османизации северокавказского региона в ущерб коренным народам края, тонкое использование «исламского» фактора для провоцирования антироссийских настроений, создание очагов межэтнических противоречий с вовлечением кумыкской общины и т.д. России пора переходить от рефлекторной политики по отношению к ситуациям в регионе к принятию фундаментальных геополитических решений. Азербайджано-турецкий тандем, объявляющий себя партнером и союзником России, подобен утренней росе, исчезающей при первых лучах солнца. Строить большую, перспективную политику на этом нельзя. А Фахраддин Абосзода – глыба регионального масштаба. Выдать эту глыбу врагам – не только безнравственно, но и просто глупо. А вот опираясь на эту глыбу можно выстроить максимально адекватную и эффективную политику по отношению к региональным процессам, полностью совпадающую с интересами и самой России, и талышского народа.
Беседовал Антон Евстратов