Не так давно Москомстройинвест сообщил о том, что земельный участок в Южном Бутово площадью 7 тыс. кв. м передадут религиозной организации «Приход Святого Григора Просветителя» в безвозмездное пользование сроком на девять лет. О том, какой организационный и духовный путь предстоит пройти армянам-католикам Москвы, чтобы получить свой дом, мы беседуем с протоархимандритом, викарием архиепископа Армянской католической церкви Рафаэля Минасяна по России, настоятелем армянской католической общины Москвы отцом Петросом Есаяном.
.
- Отец Петрос, прежде всего, позвольте поздравить Вас с одобрением властями Москвы строительства первого католического армянского храма в Южном Бутово. Это время – собирать камни: не только продолжать служение с уже воцерковленными прихожанами, но и ждать тех армян-католиков, кто по каким-то причинам не приезжал в храм Непорочного Зачатия Девы Марии.
- Сначала я хотел бы выразить мою большую благодарность и Российскому государству, и мэрии Москвы. Потому что, действительно, это большой знак внимания к нам и как к католикам, и как к армянам. Речь идет о строительстве четвертого католического храма в Москве и втором армянском храме. Первый армянский приходский храм на Трифоновской был открыт в 2013 году. Армяне-католики проживают на территории России и Москвы веками, но у нас никогда не было своего храма.
В царской России, я опираюсь на архивные материалы, называли цифру в 60 тысяч, столько тогда проживало армян-католиков. Сейчас нашу общину составляют прихожане, приехавшие и в советское время, и в 1990-е. В последние 10 лет прибывали еще. Сегодня имею все основания назвать цифру в 200 тысяч.
В нации нас 12 %. Есть регионы, где немного больше – около 15 %. География расселения такова: армян-католиков много на Черноморском побережье Краснодарского края: это Сочи, Адлер, Туапсе, Геленджик, Лазаревское, Армавир, Белоре-ченск, села, среди них – Отрадное. Также есть армяне-католики в Тульской области в городе Венёв, проживают они во Владимире, Нижнем Новгороде, Воронеже, Калуге, в Твери, в поселке Доброе в Подмосковье. Это и сама Москва и Санкт-Петербург. Очень много католиков проживает в Томске, Сургуте и в других сибирских городах. Я назвал более известные места с компактным проживанием. В принципе, везде, где бы вы не нашли армян, обязательно найдете и католиков. Очень часто в Диаспоре рядом расположены и наши храмы – ААЦ и католический. Например, в сирийском Алеппо, где есть 5 католических приходов. Кстати, Патриарх Армянской католической церкви, Его Блаженство Католикос Григор Бедрос XX родом из Алеппо.
В Москве мы являемся самой большой национальной католической общиной. Нет более крупной, если брать статистику по национальному признаку. Потому что по другим римо-католикам приводится общая численность, а они являются представителями разных народов.
Армян-католиков в Москве минимум 50 тысяч. Многие номинальные католики – выходцы из армянского региона Ташир, Лорийской области, Гюмри, Артика, Джавахка и других регионов Грузии. Они не всегда приходят в храм. Их связь с церковью пока что не сильна, причин этого я в полной мере не знаю. Но предполагаю, что люди не приезжают на Малую Грузинскую, потому что это середина воскресения, которое обычно проводится в кругу семьи и друзей.
В СМИ сейчас распространяется некорректная цифра: якобы нашими прихожанами являются 500 семей. Я не знаю, из каких источников журналисты взяли эти данные. Если оценить армянские землячества Москвы, по крайней мере, их должно быть 700-800 семей. И это те люди, которые в Москве давно и уже поддерживают в целом общинные отношения. Но есть большое количество и тех, кто продолжает прибывать, и которых мы не знаем, из чего не следует, что я не жду их на наши литургии и встречи. Уверен, они обязательно придут, если будут иметь свой храм. Государство это знает лучше, чем я, потому что оно опирается на социологические опросы. Но, повторюсь, решение мэрии Москвы для нас огромная радость. Моя благодарность и городу, и государству, потому что здесь прослеживается одна стратегия и добрая воля.
Отмечу, что сегодня Государственный Секретарь Ватикана, кардинал Пьетро Паролин от имени Святого Престола выражает величайшую благодарность в адрес руководства России и Москвы за то, что наша инициатива получила одобрение. А также отдельная признательность Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.
Я радею, что когда появится храм, многие армяне-католики проснутся. Те, которые забыли о вере, или не осознавали, что в нашем храме каждое воскресение в 15.30 служится армянская литургия. Обрести свой дом – потребность для большого количества верующих. Напомню, что мы ведем катехизистическую, т. е. просвещенческую и воспитательную деятельность, направленную на познание христианских ценностей и поддержание их в каждом верующем. Сегодня католическая церковь всеми силами хочет солидаризоваться с Россией, которая, кажется, единственная страна, кто открыто заявляет о недопустимости прививания обществу псевдолиберальных ценностей. Кроме этого есть будничная жизнь прихода, члены общины должны где-то встречаться. Нам необходимо свое время, которое будет удобно для всех. Если будет свой храм, понятно, что месса будет и утром, и вечером. Можно спокойно вести свою мирскую жизнь и не ограничивать себя жестким выбором. В храм можно зайти в удобное время.
Также важны беседы, работа с молодежью, детьми. Изучение армянского языка и истории тоже необходимо, прихожане должны понимать литургию и сохранять свою национальную идентичность. Поэтому этот шаг к строительству очень ценен.
- Отец Петрос, какая подготовка в преддверии закладки храма предстоит в ближайшее время?
- Нам дано 9 лет для проектирования и постройки храма.
Очень надеюсь, что мы доведем это благое дело до конца, если Господь этого захочет. Как сказано в Псалтире пророка и царя Давида: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псалом 126:1).
Да, есть разрешение Мэрии, но нам еще нужно получить разрешение префектуры ЮЗАО, Управы района Южное Бутово. Пройти городские слушания. Я очень надеюсь на понимание и сотрудничество, открытость к диалогу тех инстанций, горожан, от которых это будет зависеть. Армянская культура и ментальность армянского народа всегда была сопричастна русской культуре и вере. Мы были всегда по-братски верны русскому народу. Всегда мы были гостеприимны и в свою очередь ценили гостеприимство. Где бы мы ни жили: в Речи Посполитой Польской, в других европейских странах и в мире целом, мы всегда оставались в гармонии с другими. Не унижая, не умаляя, а наоборот – делясь духовным и культурным наследием. А ведь христианские ценности – они для всех едины. Иисус говорил о том, что все его ученики должны жить в единстве и мире. Армяне-католики могут сегодня нести в российское общество ценность семьи и нивелировать кризис отцовства. Вместе нам можно вернуть уважение к старшим. И этот храм в Бутово – с одной стороны армянский, с другой – католический – не будет являться угрозой для расшатывания государственности и русского самосознания, тем более что здесь уже есть несколько православных церквей. Наоборот, это обогатит всех нас. Появится надежда на новое в российско-армянских взаимоотношениях, одновременно восстановится что-то старое и традиционное, которое уже проверено и которое никогда не было никому во вред.
В царское время, как свидетельствуют архивы, которые у меня есть, в донесениях царю об армянах-католиках было написано, что они всегда верны российскому Отечеству. По приказу Григора Петроса VIII, правящего в 1844-1866 годах армяне-католики всегда молились за здравие царя и победу русского воинства. Патриарх же за пророссийскую политику в 1864 году был награжден царем Александром II орденом Св. Анны I степени. Наша церковь имеет давний опыт верности и солидарности, и Россия это знает. Поэтому я очень надеюсь, что новый храм украсит Москву и будет знаком еще большего взаимного доверия. И знаком благодарности к тем русским людям, что дали нам построить этот дом. И для армян-католиков, и для армян апостольской церкви - это тоже знак братства, которое должно объединить и РПЦ, и ААЦ, и Римо-Католическую Церковь в одну общность. Мы – дети одного Бога, Богородицы, одних таинств, Евангелия, Святого Григория Просветителя и других святых отцов, и в конечном итоге - одной Вселенской Церкви. Наше отличие в том, что по убеждениям мы признаем главенство Папы, верховного понтифика как наследника апостола Петра. Но это никак не вносит разделение и непонимание, или нехватку любви к нашим православным братьям: армяно-апостольским и русским.
Представим, что у одного отца есть три, четыре брата. Они родные и призваны жить в братской любви. У каждого из этих братьев есть свои семьи, свои дети. Каждый из них имеет право иметь свой дом. А дети имеют право жить в доме своего отца. Но если его нет, они идут к родному дяде. Они находит кров и покровительство, они благодарны ему за это, но всегда мечтают обрести свой собственный дом. И все это должно усиливать между ними братские отношения, и дети их тоже должны жить как братья. Вот это то, к чему мы стремимся. Это та идея, которая ведет нас сейчас вперед. Я очень рад и Богу благодарен, и русскому народу, и городу за то, что нам дают эту возможность.
- В 1905 году пошатнулись отношения между российской властью и Армянской Апостольской церковью: 12 июня царем Николаем II был подписан Указ о конфискации армянского церковного и школьного имущества. Но власть отступила и 1 августа был принят другой Указ, ААЦ было многое возвращено. Попало ли под тот «маховик» имущество армян-католиков?
- В тех архивах, которые мне были доступны, я этого не видел. Возможно, если бы первый Указ усугубил свои разрушительные результаты, трещина пошла бы и дальше, но, к счастью, закон возымел свою обратную силу.
- Сегодня ваша миссия поддержана и очень теплым отношением Папы Римского к армянам-католикам и ко всему армянству в целом…
- Действительно, понтифик проводит очень системную и последовательную политику в адрес армянского народа. Я ранее уже говорил о том, что среди этих шагов – открытие в 2008 году в северном дворике базилики Святого Петра в Ватикане мемориальной доски, посвященной святому Григору Просветителю. Памятная месса в апреле 2015 года в память жертв Великой Резни армян 1915 года и провозглашение с римской кафедры той истины, что это был первый геноцид XX века. Как вы помните, после этого Турция сразу отозвала своего посла из Ватикана, а через несколько дней Евросоюз принял декларацию о признании Геноцида — все это заслуги Папы Римского Франциска. Он не побоялся принять у себя в первопрестольном соборе весь армянский народ с его пастырями и президентом. И, наконец, в 2016 году понтифик посетил Армению.
27 февраля Папа Римский Франциск в Ватикане обратится ко всем армянам, особенно к тем, кто пострадал во время погромов в Сумгаите 27-29 февраля 1988 года и в Баку 13-20 января 1990 года и назовет это массовое насилие в адрес армянского населения геноцидом. С тех пор прошел 31 год, и я сам являюсь беженцем из Баку. Я хорошо помню эти события, эти слезы страха у моей семьи и других армян, оказавшихся в ловушке. Я был ребенком, но помню все в мельчайших подробностях, и все разговоры с отцом, и как мы убегали из Баку. Из города, в который не можем вернуться – не жить, а просто пройтись по его улицам, постоять у некогда родного дома. Непризнание этого факта по сегодняшний день, как и геноцида армян в Турции в 1915 году затрудняет и без того сложную геополитическую ситуацию в регионе.
Это событие вновь показывает близость католической церкви к армянскому народу. И как Папа это называет, «к судьбе первого христианского народа». Я надеюсь, что буду там на этом историческом событии. Армянам есть, что сказать миру, и что важно – давать другим народам знаки прощения. Мы много страдали на протяжении веков, но это не значит, что мы закрыты для диалога с представителями народов, которые нас угнетали. В нас нет мести, мы постоянно протягиваем руку и ждем встречного движения.
- Есть ли сейчас в мире такие «горячие точки», откуда армяне-католики могут прибывать в Россию?
- Армяне-католики могут прибыть из Ирака, из Сирии. Мы можем иметь в виду весь Ближний Восток, поскольку вспышка в одной стране быстро распространяется на регион. Католиков-армян было очень много в Сирии: конечно, многие выехали в европейские страны, например, в Швецию. Но Россия является в глазах сирийского государства другом и великим помощником. Поэтому можно предположить, что приток католиков будет. Мы пока не знаем наверняка ситуацию в Бейруте, где располагается наш Патриархат Киликии Армянской и армянам-католикам принадлежит 7 церквей. Пока в Ливане все спокойно, но в нашем мире все стремительно меняется.
Надо сказать, что Патриарх Армянской католической церкви, Его Блаженство Католикос Григор Бедрос XX взаимодействует с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом по вопросам духовных и гуманитарных миссий в Сирии и в целом на Ближнем Востоке. На этом поприще с ними же трудится и глава ординариата Восточной Европы Армянской Католической Церкви Рафаэль Франциск Минасян.
Я подчеркиваю, армянское католичество – это всегда нацеленность на мирное братство, сотрудничество и взаимное уважение. Нигде армяне-католики не воюют, не являются создателями напряженности на национальной и религиозной почве. Нам нужно выполнять свое предназначение – заботиться о своих прихожанах, как у каждого отца, который должен накормить и обеспечить своих детей. Дать им возможность встречаться с Богом и оставаться тем, кем они являются, дать им право сохранять свои убеждения и традиции.
Беседовала Валерия Олюнина