В Москве, в галерее “Нагорная” открылась выставка трех армянских художниц. В наши дни принято спорить о том, отличается ли женское искусство от мужского. Очевидно одно: одаренной женщине легче выразить на полотне свои чувства и мысли. И чем сложнее ее внутренний мир, тем интереснее холсты. Работы Нины Габриэлян, Наиры Степанян и Астгиик Акопян - самое живое тому подтверждение.
“Три цвета радуги” - одна из многочисленных выставок, организованных стараниями Союза Армянских Женщин Москвы. Вот уже не первый год организация знакомит московского зрителя с работами лучших армянских художников России. В этот раз выбор авторов экспозиции определила некая общая черта, свойственная их работам: все они выражают глубину эмоции с помощью узнаваемой этнической манеры. Несмотря на то, что все три художницы используют совершенно разную технику, но краски, фактура и стилистика их работ совершенно очевидно перекликаются с армянской национальной школой изобразительного искусства.
Нина Габриелян по специальности переводчик. Сборники ее стихов переведены на несколько языков. Нина Габриэлян посещала мастерскую выдающегося художника Бориса Отарова, ее картины давно известны московскому зрителю. В ее работах оживает восточная сказка с ее колоритом и особым настроением. Краски художницы яркие и чистые, напоминают полотна Минаса и Сарьяна. Но созданные Ниной Габриэлян образы самобытны и обладают выраженным характером. Сдержанные эмоции ее персонажей вызывают множество ассоциаций у тех, кто хоть раз бывал в любой из стран Ближнего Востока. И это тем более удивительно - ведь Нина Габриэлян родилась и выросла в Москве.
Талант Наиры Степановой был обнаружен в самом раннем детстве. Взрослым только и оставалось, что сохранить его - не было никакой нужды направлять и обучать одаренную от природы девочку. Уроки живописи и рисунка художница стала брать уже позже. Маленькая Наира использовала для работы все подручные материалы. Юность Наиры пришлась на страшные годы, когда в ее родном Баку начались погромы. Но пережитое ни лишило силы ее кисть. Ее персонажи возникают из сложных переплетений тонких линий, уводят глаз зрителя в отдельные фрагменты рисунка и вновь возвращают к восприятию целой фигур. Случайно ли намеренно, но они так напоминают старую добрую школу армянской миниатюры, также любящей собирать простые, казалось бы, фигуры из множества сложных линий и штрихов. Работы Наиры Степановой украшают частные коллекции в России, Швеции, Дании, Бельгии, Франции, она постоянный участник ежегодных выставок Центрального Дома Художника Москвы, а первая персональная выставка художницы с большим успехом прошла в Дании.
А для Астгик Акопян армянская миниатюра - родная стихия, хотя в ее работах гораздо больше архаичного Урарту. Впрочем, эта необычная ассоциация обманчива, и создается только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении ее работы как бы переносятт зрителя в современное визуальное пространство. Этот необычный эффект завораживает зрителя. На факультет миниатюры ереванского художественного училища художница поступила... уже имея на руках диплом инженера. После училища Астгик Акопян получила второе высшее образование - окончила факультет Культуры ереванского Педагогического института. Этот автор работает в смешанной технике. ее панно и коллажи возрождают забытый смысл натюрмортов: сочетание мертвого и живого, которое заставляет задуматься о мимолетности бытия. Астгик Акопян никогда не дублирует своих работ. каждая из них существует в единственном неповторимом экземпляре. Необычные зрительные эффекты, неожиданные сочетания материалов и смелые решения надолго притягивают взгляд к ее работам. Астхик Акопян умеет придать космичность самому лаконичному сюжету, и напомнить о Вечности самыми простыми средствами.
Маргарита Мирзоян