За последнее время опубликованы десятки фундаментальных статей, озабоченных катастрофическим проектом, способным превратить Армению в "мертвую зону".
АМУЛСАРСКОЕ золоторудное месторождение - второе по запасам чистого золота месторождение в Армении - расположено на юго-востоке страны, в междуречье Арпы и Воротана, в 13 км от города Джермук, одного из живописнейших городов Армении. Его эксплуатация несет огромные риски для курортного потенциала города, бывшего некогда оздоровительным центром союзного значения, особенно для его целебных вод, а также может иметь губительные последствия для окружающих его водных ресурсов - рек Арпа, Воротан, Кечутского и Спандарянского водохранилищ, бассейна озера Севан. Не будем говорить о рисках взрывов породы, чреватых сейсмической опасностью, не будем говорить и о поднимаемых при этом тоннах пыли, в результате чего курортный Джермук превратится в шахтерское поселение, остановимся на воде.
Эксплуатация Амулсарского месторождения, в ходе которой будет использоваться цианид натрия, может нанести непоправимый вред минеральным источникам, привести к загрязнению водных ресурсов Армении, которые станут непригодными для питья и ирригации. Севан - одно из самых больших высокогорных озер материка - не только главная достопримечательность республики, но и крупнейший на Кавказе источник пресной воды.
В целях добычи золота офшорная компания Lydian Armenia планирует использовать порядка 100 тонн цианида натрия в год в течение всего срока эксплуатации, который составляет 10 лет и 4 месяца, т.е. сброс (не важно, каким образом) более чем 1000 тонн цианида в гидросферу Армении, то есть в воды рек, озер, каналов, водохранилищ, что чревато их опасным загрязнением.
(Предельно допустимая концентрация цианида в воде - 0,1 миллиграмма на литр. В количестве 0,05 грамма он уже вызывает у человека смертельное отравление в результате нарушения функций головного мозга и дыхательного центра.) Цианид токсичен для водной флоры и фауны, особенно для рыб, которые в тысячу раз чувствительнее к данному химикату, чем человек.
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИАНИДА основано на его способности растворять в присутствии воздуха золото и серебро, что, собственно, и используется для извлечения этих металлов из руд.
Процесс разработан в 1887 году, а его первое промышленное применение осуществлено в 1889 году. С тех пор промышленность продолжает разрабатывать альтернативные технологии, но пока еще все они оказываются или малоэффективными, или неэкономичными, или даже более опасными для окружающей среды.
Эксплуатация злополучного рудника ради временных рабочих мест и инвестиций может иметь необратимые, губительные последствия не только для Джермука и Севана, но и для всей Армении как таковой. И это лишь экологический аспект проблемы для такой маленькой территории, как 29,743 кв. км, оставшейся от нашей страны, простирающейся в свое время от Каспия до Средиземного моря, от Малого Кавказа до границ Палестины.
Второй аспект проблемы, который не освещается в прессе и смысл которого мне далеко не ясен, заключается в следующем.
Как сообщалось, строительство проекта оценивается в $370 млн. Компания планирует производить по 7,6 тонны золота в течение первых пяти лет, или примерно по 6 тонн в течение остального срока эксплуатации, который в целом составляет 10 лет и 4 месяца.
В 2014 году министр экономического развития Армении заявил, что с Амулсарского месторождения возможно экспортировать золото на $250 млн в год, при этом в государственный бюджет Армении будет выплачиваться 30 миллионов долларов в год. Кроме того, что это мизерная цена за тот вред, который может быть нанесен Армении, тут не учитывается весьма немаловажный фактор.
Армения, население которой составляло 1% от населения СССР, страна, где добывалось 5-7% золота Советского Союза (в советский период в стране добывалось до 4 т золота ежегодно), сегодня, оказывается, не имеет золотого запаса.
И это при том, что только разведанные запасы золота в Армении составляют около 268 тонн. Оказывается, все добываемое сегодня золото вывозится из нее и оседает в качестве золотого запаса, определяющего потенциал других стран. Армении же достаются только смешные налоги на природопользование. Так почему мы при пустой казне отказываемся от принадлежащего нашей стране золота и предпочитаем дарить его кому-то? Кто ответит на этот наивный вопрос?
ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЙ запас любой страны выполняет роль антикризисного резерва и стабилизации, равно как и корректировки курса национальной валюты. Большие запасы золота означают большую экономическую независимость. Выступая в парламенте, председатель Центрального банка Республики Армения напомнил, что небольшие золотые резервы Армении объемом в 1,6 тонны были полностью проданы еще в 2004 году. То есть золота в нашей казне - ноль.
Кроме пустой казны новейшая история Армении включает очень много разнообразнейших пластов. Уже нет никакого смысла ни скрывать, ни повторять очевидное, как у страны были украдены такие важные активы национального богатства, как медь, молибден, золото, проданы в качестве лома тысячи тонн рельсов железнодорожных и трамвайных путей, присвоены гектары земли заповедников, уничтожены промышленность, сельское хозяйство, наука, как было продемонстрировано нарочитое, показное игнорирование не только здравого смысла и норм права, но и глубинных изначальных представлений людей о том, что есть правда, а что - ложь, что - добро, а что - зло, что такое - хорошо и что такое - плохо.
Примерно 80 лет назад, во времена Великой депрессии, президент Рузвельт получил легендарный статус реформатора. Его подходы очень поучительны для сегодняшней Армении. И один из них заключался в следующем: был запрещен вывоз золота за границу.
Пойдя на аналогичный шаг, Армения смогла бы существенно оздоровить свой бюджет, распоряжаясь всем тем огромным материальным потенциалом, который хранят недра республики.
С УЧЕТОМ ТОГО, что все ценности, содержащиеся в недрах Армении, принадлежат ее народу, можно было бы рассмотреть в качестве одного из альтернативных подходов национализацию, или, скорее, экспроприацию - безвозмездную передачу в собственность государства всех промышленных предприятий республики, занимающихся добычей и обогащением различных видов рудного сырья, принадлежащих сегодня частным лицам, сохранив при этом в полной мере весь контингент служащих, их должности, зарплату и прочее.
Конституция Республики Армения вполне допускает такой вариант в соответствии со статьей 31, в которой говорится: отчуждение собственности для нужд общества и государства может быть произведено только в исключительных случаях, при наличии высших общественных интересов, в установленном законом порядке, с предварительной равноценной компенсацией.
Приняв закон о запрете вывоза золота, осуществив национализацию рудников, вернув в свою собственность Амулсарское месторождение, государство может отозвать лицензию на его разработку и начать пополнять казну не налогами, а своим же золотом, извлекаемым из уже действующих золоторудных месторождений (Сотк) и долларами от продажи меди и молибдена, не уповая на помощь возможных инвесторов.
Сегодня ответственность за любое решение по Амулсару возложена на Никола Пашиняна, который стоит перед труднейшей дилеммой. Решение не отзывать разрешение на разработку Амулсара приведет к конфликту с экологами, жителями Джермука, с большинством народа республики. А отзыв разрешения чреват международным арбитражем и испорченными отношениями с некоторыми кругами.
Окончательного и четкого решения этой проблемы пока нет.
Уверен, предлагаемый жесткий вариант - лишь одно из альтернативных решений. (Другим согласительно-примирительным вариантом может быть разрешение лишь извлекать руду в самом Амулсаре, а ее переработку осуществлять на Араратской обогатительной фабрике. Но тут возникает серьезный вопрос о ее транспортировке.) Наверняка существуют и другие предложения. Рассмотрение всех возможностей в комплексе позволит найти верное и наиболее безболезненное для Армении решение проблемы.
Рубен ВАРТАНЯН, профессор Университета Аризоны, академик Национальной Академии наук РА
"Голос Армении"