Та часть Министерства НОКС, которая "культуры", решила наконец прервать молчание. Точнее, как бы отсутствие всякого присутствия. И сделать она это собралась достаточно громко. 18-19 октября в Best Western Aghveran Hotel в Агверане состоится двухдневный форум под названием "Цена и ценность", на который приглашены практически все руководители государственных культурных учреждений, а также международные эксперты и который, видимо, призван наметить основные магистрали нашей культурной политики.
ЕСЛИ СУДИТЬ по тому, что форум предстоит открывать замминистра по вопросам культуры Ара Хзмаляну и директору представительства в Армении Британского совета Аревик Сарибекян, форум организован усилиями двух этих структур.
Если судить по названию, "Цена и ценность", можно допустить, что культурное ведомство прониклось мыслью о том, что в искусстве существуют такие тонкие вещи, которые не измеряются в драмах. Более того, наполнилось благим намерением эту высокую мысль донести не только до общественности, но и до властей предержащих, которым эта идея во все времена ужас до чего несимпатична. Тогда создается впечатление, что в НОКСе неверно выбрали целевую аудиторию, ибо арт-деятелям не только хорошо известна разница между ценой и ценностью в искусстве. Им также приходится на собственной шкуре испытывать, каково это, когда сей тезис вызывает отторжение у тех, кто делает культурную политику.
Но, если судить по повестке дня, речь не совсем об этом. Хотя в принципе ждать осталось недолго, и тогда можно будет понять - об этом ли вообще речь? Потому что названия докладов, из которых эта самая повестка складывается, и, видимо, будет складываться доктрина дальнейшей культурной политики, можно условно разделить на три категории.
НАЧНЕМ С КОНЦА, поскольку тут все просто. 19 октября в рамках форума заявлена презентация программы "Креативная Европа". И все бы замечательно, торжественно и перспективно, если бы арт-деятели не становились свидетелями этого громкого представления как минимум в третий раз. Армения подписала договор о входе в эту программу, кажется, три года назад. Последняя фанфарная ее презентация публике от искусства состоялась в Национальном Собрании - минуло года полтора. Наиру Зограбян, председателя соответствующей парламентской комиссии, активно приложившей руку к нашему участию в "Креативной Европе", прочили в министры культуры, да и сама она тогда, видимо, была не против.
Так что презентация была громкой, сильно напоминала предвыборную кампанию, присутствовали на ней практически все и радужными европейскими перспективами вполне прониклись. За истекший период не сильно прояснилось, что в прикладном смысле изменилось в нашей культуре в братстве с креативной Европой, но ее ценность в качестве пиар-фишки с каждой новой презентацией все очевиднее и очевиднее.
Вторая категория - это доклады типа "Арт-менеджмент - цельная картина", "Модель стабильного развития структур культуры" и даже выступление гостя из Австрии, из Университета Инсбрука, Мартина Пайбера на тему "Планирование, стратегия и брендинг в структурах культуры". Еще заявлен вебинар международного эксперта из Великобритании Анамарии Уилс, правда, тема не уточняется. Так или иначе, мы - нация к гостям всегда доброжелательная, да на свежем агверанском воздухе, да с обещанными перерывами на "чай-кофе-потанцуем" такие лекции наши видавшие виды арт-деятели вполне способны выдержать, не так чтобы сильно напрягаясь.
И УЖ ТОЧНО будет воспринята безо всякого энтузиазма концепция под условным названием "Система реорганизации государственных структур, их специфика и разница в управлении". Из этого, в-главных, следует, что реорганизация все-таки грядет. И тут, как и во всех предыдущих случаях, когда культурная власть жаждала преобразований, вновь встает основной вопрос диалектики. Реформы, реорганизация, реструктуризация - ради чего они? Ради самих себя и сомнительной экономии денег или ради высшей цели, усовершенствования, улучшения конечного продукта? Если проще, ради того, чтобы у нас было больше хороших книг и спектаклей, достойных фильмов и вернисажей? Если контекстуальнее, чтобы цена и ценность искусства и культуры не были тождественны?
Тут включаются разуверяющий жизненный опыт и очевидность того факта, что вослед своим предшественникам новая культурная власть впадает в глобальное заблуждение о том, что именно она и делает культуру, а значит, от нее требуются немедленные действия. И тут тень знаменитого черного списка оптимизации-ликвидации, в недалеком прошлом взбудоражившего общественность, снова начинает маячить на горизонте.
От культурной власти действительно требуются действия. Только не внутри культуры, а вовне. И в первую очередь в Национальном Собрании - там, где пишутся законы. Все те законы, которых у нас нет и которые абсолютно необходимы для того, чтобы управление культурой вошло в соответствие с общей экономической системой страны. А при нынешней "советскости", да еще в отсутствие денег все разговоры о реструктуризации, стабильном развитии, арт-менеджменте, создании брендов в госсекторе и прочем выглядят мечтательно-неуместно. Хорошо бы, чтобы следующий выездной культурно-просветительский форум о цене и ценностях Министерство НОКС провело с участием парламентариев и представителей Минфина. Вдруг от этого будет толк?!
Сона Мелоян, "Голос Армении"