В последнее время термин «диаспора» употребляется весьма часто. «Диаспора» (греч. ???????? – «рассеяние») – политическое пребывание значительной части народа вне страны его происхождения как следствие насильственного выселения, угрозы геноцида, а также социально-исторических, экологических и прочих катаклизмов. Проблемы диаспор вызывают огромный интерес среди ученых, наблюдающих за происходящими во всём мире процессами, в результате которых увеличивается миграционная подвижность населения, растет число людей, покидающих свои национальные очаги и надолго или навсегда оседающих среди представителей других народов и культур. Все эти процессы ведут к большим переменам, которые отражаются в этнической, религиозной и культурной картине мира, а также в психологии человека и в его образе жизни. Диаспора – это устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности. Первоначально термин ‘’ диаспора’’ применялся к общности евреев, проживавших за пределами Палестины, особенно после их изгнания в начале 6 века до нашей эры вавилонским царём Навуходоносором Вторым, а затем в 1-2 веках нашей эры – римлянами. В дальнейшем термин ‘’диаспора'' начал применяется к некоторым другим этническим группам (например, к армянам, ирландцам, китайцам). Многовековая жизнь в окружении представителей других народов и культур заставляет диаспору интегрироваться в местный уклад жизни, искать своё место в социальной структуре и экономике, воспринимать языки, культуру, обычаи и образ жизни этих народов.
Тяжёлая судьба армянского народа сложилась так, что часть армян была вынуждена переселиться в другие страны, ища в них спасения от бесконечных преследований и ударов врагов. Однако это переселение не было обычным бегством, ведущим к потере национальной идентичности – армяне, дорожа своими древними традициями, религиозными воззрениями, языком и многовековой богатой культурой, стремились к компактному проживанию на чужбине. Благодаря мужеству, стойкости, силе духа, трудолюбию и высокой самобытной культуре армянский народ сумел противостоять многочисленным нашествиям иноземных захватчиков. Многовековая национально-освободительная борьба сплотила армянский народ, сформировала у него такие качества, как постоянство в дружбе и готовность к взаимопомощи. Будучи вынуждены на протяжении всей своей истории покидать свою историческую Родину, армяне во всех частях земного шара создали общины. В мире проживает около 15 миллионов армян. Двадцатый век не был милосерден к армянскому народу. Опустошение Западной Армении и страшная резня 1915 – 1922 годов – самые печальные и трагические страницы новейшей истории. Мужественный армянский народ стал искать справедливости и свободы от гнёта и гонений. Сложившиеся обстоятельства и произошедшие события послужили поводом для массового переселения армян в разные страны мира. Величественная и прекрасная абхазская земля стала для армян их второй родиной. В 9-10 вв. н.э., во времена образования и существования Абхазского царства между Абхазией и Арменией складываются тесные политические, экономические и культурные отношения. Кроме того, в истории двух стран известны браки между царствующими домами Абхазии и Армении. Великий армянский писатель-демократ конца 19 века Мурацан (Григорий Тер – Ованесян) много страниц в своём историческом романе ‘’ Геворг Марзпетуни’’ посвятил взаимоотношениям Армении и Абхазии в 9-10 веках. Существуют свидетельства о том, что в строительстве крепости и командовании боевыми действиями византийцев в Абхазии в 6 веке принимали участие жители Малой Армении – Фома армянин и его сын Ион. В главной крепости Апсилий Цибилиуме были обнаружены обломки вулканического стекла-обсидиана, доставленные с Армянского нагорья армянскими ремесленниками и солдатами. Первые исторические сведения об амшенских армянах, переселившихся из Западной Армении в Абхазию стали появляться в конце 60-ых годов 19 века. Амшенцы в основном обосновывались в горных районах, подальше от морского побережья, поскольку, во-первых, опасались преследования со стороны османов, а во-вторых – сырого морского климата, так как многие из поселившихся в прибрежных зонах людей погибали от малярии. Первые армянские переселенцы обосновались в селе Мцара, затем армяне появились в Верхней Эшере, а позже – в Анухве, Цебельде, Армянской Атаре, Аракиче, Гаваклуге и в других местах. Согласно статистическим данным, в 1886 году в Абхазии насчитывалось 1037 армян (1,5% населения), в 1897 году – 6552 (6,2%) 1083 из них проживало в единственном городе – Сухуме. Князь Георгий Шервашидзе, наследник абхазских владетельных князей, будучи в 1916 году уобер-гофмейстером Императорского двора и супругом вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, на свои средства нанял два корабля для того, чтобы доставить армян-переселенцев в Абхазию. Подавляющее большинство армян были крестьянами-арендаторами. Сколько армян изначально проживало на арендованных землях, точно неизвестно, так как они считались иностранцами (турецкими поданными) и по этой причине не регистрировались полицией. В марте 1905 года крупный землевладелец, абхазский князь Шервашидзе П.Л. писал.: "До прихода к нам армян земли наши пустовали и не давали нам никакого дохода. Армянские переселенцы с жаром и рвением принялись расчищать наши пустынные, покрытие кустарником горные склоны, стали выкорчевывать их под табачные плантации. Трудом и потом, обильно пролитым переселенцами-табаководами на наших землях, край наш ожил. Табаководство стало давать доход и самим переселенцам, и фабрикантам, и казне. И доходы эти немалые – ежегодно они достигают 10 миллионов рублей. Я буду усердно просить, чтобы табаководов оставили в покое".
Одно из первых армянских поселений на территории Абхазии – село Мцара. Огромную роль в основании и развитии этого села в 1884-1932 годах сыграли Артин Пилосян и священник Тер-Мкртыч. Где бы ни обосновался армянин – он всегда думал о школе и о церкви. ‘’Мало на земле народов, - писал известный немецкий путешественник Рорбах, - обладающих таким стремлением к основательному учению, как армяне’’. Зачастую они ценою своей жизни и крови обучали своих детей месроповским письменам, чтобы научить их читать писания древнейшего и великого народа, сохранившие его вековую и героическую историю. Просвещение и вера – два краеугольных камня, заложенных в прочное основание армянской диаспоры Абхазии. В сохранившихся архивных материалах говорится о том, что до открытия школы дети занимались группами или в одиночку в домашних условиях. Одной из первых учительниц, организовавших в 1902-1906 годах занятия с детьми на дому, была Антарам Зорян. Приходские школы при армянских церквях, ставшие первыми очагами просвещения, были созданы в сельских районах. В 1904 году ряд выдающихся деятелей армянской культуры, таких как Овсеп Алмазов (1872-1910гг.), Тер-Аветис, Тер-Мкртычян (1850-1918гг.) и другие, обратились в городскую управу с просьбой о выделении участка под строительство школы и церкви. Огромную роль в этом нелёгком деле сыграл авторитет Аветиса Тер-Мкртычяна, священника с передовыми взглядами, выпускника Эчмиадзинской духовной семинарии. Благодаря его стараниям и таланту, большим связям и знанию множества языков были созданы предпосылки для открытия школы. 1 сентября 1906года, не дождавшись строительства школы, армянская общественность решает открыть школу в частном доме на улице Сичинава (в настоящее время – улица Фрунзе). В первый учебный год в школе набралось 33 ученика. Преподавателями были Арутюн Тер-Арутюнян и Манушак Джалалян. В следующем 1907-1908 в учебном году в школе были сформированы три класса. Открытая в 1906 году Сухумская армянская школа функционировала до 1913 года, т. е. до строительства нового здания. Также на отведённом городской управой земельном участке в 1908 году на народные средства была построена церковь Св. Григория Просветителя, а позже, в 1913 году – здание школы при ней. По данным 1941 года в Абхазии функционировало 128 армянских школ. Также издавались несколько газет на армянском языке: ‘’Луйс’’ (1912-1913гг.), ‘’Нор-Кянк’’ (1913г.), ‘’Парос’’ ( 1919 г.) , ‘’Кармир астх’’ (1920г). В столице Абхазии Сухуме действовал армянский государственный театр, педагогическое училище, ансамбль песни и танцев. Значительных успехов армяне достигли в строительстве государственности в Абхазии. В 30-е годы в Центральном Исполнительном Комитете Абхазии из общего числа сотрудников 14% составляли армяне, а в Совноркоме – 15% . В целом отношения между армянами и абхазами в начале 20 века складывались в позитивном ключе. По словам абхазского этнографа и просветителя Симона Басария (1903 год) "армяне очень уважительны в отношениях с абхазами, признают за абхазской нацией исторические и юридические права на территории, считают себя в Абхазии гостями, охотно открывают свои двери абхазам и всячески стараются подражать их гостеприимству. К большей части армян надо отнести и то, что это единственная нация в Абхазии, которая бережно относится к старинным абхазским топонимам – все их сёла носят древние абхазские названия". Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. вместе со всем советским народом на защиту Родины встали 10 тысяч амшенских армян. Многие из них пали смертью храбрых, а оставшиеся в живых вернулись к мирной жизни. Говоря о современной армянской диаспоре Абхазии, мы не можем не упомянуть о борьбе армянского батальона имени маршала Советского Союза И. Х. Баграмяна в отечественной войне в Абхазии в 1992-1993 гг. 14 августа 1992 года, день, ставший чёрной страницей в героической истории страны – начало грузино-абхазской войны. На защиту Родины от агрессора встали все представители многонациональной Абхазии во главе со своим лидером В. Г. Ардзинба. В тяжёлый час армяне, для которых Абхазия стала родной землёй, встали рядом с братским абхазским народом. Единение и дружба, несомненно, приобрели особую ценность. В результате оккупации жители многих сёл Восточной Абхазии стали жертвами страшных злодеяний и преступлений. Жители села Лабра Очамчирского района (восточная часть Абхазии) подверглись страшным пыткам. В этом армянском селе не осталось ни одной семьи, не подвергшейся нечеловеческим издевательствам. Среди лабринцев, взявших оружие в борьбе с врагом и вошедших в подразделение Восточного фронта, были удостоенные звания героев Абхазии Айк Кесян, Смбат Керселян и Хвича Кишмария – члены экипажа грозного танка ‘’Тигр’’. Они проявили истинный героизм, самоотверженность и мужество, являющиеся основой мужского характера на Кавказе. Характер амшенцев прошёл горнило смертельной опасности.
Сейчас не нужно оглядываться далеко назад, чтобы найти примеры мужества. Права называться мужественным и самоотверженным воином достоин и герой Абхазии Галуст Трапизонян (на фото), командир роты армянского батальона. Свой боевой путь Г. Трапизонян начал рядовым. Впоследствии, за свои знания и способности, за проявленное мужество и стойкость, Трапизонян был назначен командиром роты. Рота Трапизоняна участвовала во многих ответственных операциях. После тяжёлого ранения 23 июля 1993 года война для героя не закончилась – через двадцать дней Галуст снова вернулся в свою роту и командовал ею до самой победы, до полного освобождения Абхазии 30 сентября 1993 года. Участвовали в грузино-абхазской войне и родные братья Галуста – Трапизонян Ерванд, командир взвода армянского батальона, награждённый медалью ‘’За отвагу’’, и Трапизонян Саркис, боец третьей роты.
В формирование армянского батальона значительную роль сыграл Альберт Гаспарович Тополян (на фото), занявший достойное место в летописи героической истории армянского народа. Армянский батальон был чуть ли не единственным полноправным батальоном и насчитывал более 1,500 бойцов. Артуш Тополян был одним из молодых бойцов армянского батальона, который по зову сердца и души с первых дней войны встал в ряды защитников. История всегда имеет своё человеческое лицо. Такие герои, как Артуш Тополян и многие другие, должны служить благородным примером для подрастающего поколения. Сегодня между коренным абхазским народом и другими народами современной независимой Абхазии не возникает межнациональных и межкультурных конфликтов – народы эти проявляют взаимную толерантность, они едины в решении главных общегосударственных социально-культурных проблем и вместе строят сильную, процветающую Абхазию.
Элеонора Узунян, соискатель ученой степени кандидата наук