Если мы видим еще национальные танцы и слышим национальные песни, то лишь благодаря немногим подвижникам. К этим подвижникам, безусловно, относится и группа инициативных и патриотичных людей, объявивших так называемый «Комитасовский призыв» («Комитасян зоракоч»). Цель этой инициативы, по словам ее авторов,- с помощью песен Комитаса дать возможность армянину заново обрести свою национальную самобытность, вернуться к своим культурным корням.
Наш собеседник - композитор, комитасовед Артур ШАХНАЗАРЯН. Кстати, беседа с ним была не совсем обычной - она перемежалась исполнениями прекрасных песен Комитаса. Потом, когда я уже попрощалась с ним и шла по оживленной ереванской улице, то невольно обратила внимание на то, что моя походка стала более уверенной, на лице заиграла улыбка, а сама я чувствую себя намного более армянкой. Ну как тут не поверить в могущество народной песни?..
- Г-н Шахназарян, что побудило вас осуществить этот проект? Стремление бороться с чуждыми веяниями, проникшими в нашу национальную культуру?
- О недопустимости проникновения чужеродных элементов в нашу национальную культуру мы говорили всегда. Я и сам не раз выступал по телевидению, писал статьи в газетах. Но толку? Все понимают суть проблемы, сожалеют, что наше искусство оказалось в такой ситуации, но воз все не сдвигается с места. Комитас разработал в этом смысле свою философию: национальная песня, песня, идущая из глубин души, оказывает огромное воздействие на наш народ - «одна песня стоит тысячи речей». Воздействуя на подсознание человека, она способна вернуть его в родные пределы. А кроме того, вместо постоянной говорильни и критики можно ведь разработать конкретную программу и взяться за ее реализацию. Сначала мы составляли грандиозные планы, но, поняв, насколько проблематично воплотить их в жизнь, решили упростить их. Так и пришли к идее «Комитасовского призыва», для осуществления которой не понадобятся большие средства - хватит усилий и энтузиазма действительно радеющих за дело людей. Программа эта должна носить общенародный характер. В армянском искусстве и сегодня появляются определенные проблески, но поскольку они не имеют общенародного охвата, то и эффективность их почти равна нулю.
- Почему вы решили бороться с политикой «денационализации» армянской культуры именно с помощью песни?
- Еще в 5-м веке до нашей эры древнегреческий философ Платон пришел к выводу, что наилучшим средством государственного управления является музыка - возвышенная, гармоничная, простая и скромная. Именно музыка, а вовсе не сегодняшняя массовая «песенная продукция» - эта дикая смесь культуры разных народов.
Наша цель - с помощью песни пробудить национальное самосознание, ибо именно песня является самым действенным языком искусства. Бесспорно, что наши танцы, архитектура, эпос, фольклор, декоративное искусство, поэзия есть тот же национальный дух и та же культура, выраженные разными языками. Но самым доступным и легче всего воспринимаемым языком является песня. Именно она поможет всем нам заново обрести свою сущность, вернуться к родным корням. Тот, кто оценит нашу национальную песню, полюбит и нашу архитектуру, и наши танцы, и нашу поэзию - всю армянскую культуру и идеологию. В песне, особенно в комитасовской песне, закодирован весь наш армянский тип, наша тысячелетняя история, традиции, культура - то самое жизненное поле, которое постепенно формировалось с помощью быта, истории, жизненной философии армянина. Эти песни обладают могучим генетическим воздействием и с помощью звуковых волн передают поколениям заключенный в них тип армянина. Самым коротким путем для того, чтобы вновь обрести национальное самосознание, является песня.
- Почему именно Комитас?
- У Комитаса 1200 песен, так зачем же нам искать еще где-то? Это лучшие жемчужины в сокровищнице национального песенного искусства. Мы выбрали пять простых, но глубоких песен, которые могут выучить все. Комитас сформулировал критерии нашей музыки с математической точностью.
Армянский народ очень любит Комитаса. Даже не очень хорошо зная его произведения, он инстинктивно ощущает и понимает их. Попробовав спеть их хотя бы раз, человек уже никогда не забудет их. Даже услышав любую из этих песен лет через десять, в его подсознательной памяти вновь проснется ее мелодия. А ведь за это время он наверняка услышал сотни песен, которые почти сразу забылись. Песни же, о которых я говорю, именно народ сохранил в своей памяти и передал Комитасу. И теперь Комитас должен вернуть народу его же песни.
- Когда же армянская культура и, в частности, наша национальная песня начала сдавать свои позиции?
- Это давний процесс. В советские времена мы под предлогом дружбы народов пропагандировали азербайджанскую музыку. Рабис, полуворовской жаргон до революции армянам не были известны. Все это проникло к нам в сталинские времена, когда многих освободили из тюрем и сколотили в «гвардии», чтобы подавлять народ. Именно из этих криминальных кругов и распространился этот не подобающий порядочному армянину уличный жаргон, этот образ поведения. Но в 1980-х годах мы увидели подъем этнографической песни, который начался с зала Политехнического института. В районах начали возникать группы этнографической песни. Мушцы создали свой ансамбль песни и танца, басенцы, ванцы, сасунцы, лорийцы - свои. Однако после развала Советского Союза, землетрясения, экономического кризиса начался спад, искусство оказалось отодвинутым на задний план, в такой ситуации мы пребываем и сегодня. Мы стремительно отдалились от своих корней, и никакого противодействия оказано не было. Дело дошло до того, что по армянскому телевидению стала пропагандироваться турецкая музыка. Причем до такой степени, что даже возникли подозрения: а не финансируются ли отдельные телеканалы Турцией? Сейчас бессмысленно запрещать все это. Гораздо эффективней пропагандировать истинные ценности, в результате чего интерес к низкопробному «искусству» угаснет. Сейчас наша задача - посеять и взрастить правильные семена.
- Каковы механизмы реализации вашего комитасовского проекта?
- Механизмы и стратегия еще разрабатываются, суть же проекта состоит в том, что все армяне - в городах, селах, районах, независимо от пола, возраста, образования, социального положения и профессии - должны выучить пять самых простых для исполнения комитасовских песен. Эти песни уже выбраны. Первая - «Сона яр». Спустя месяц после того, как Комитас приехал в Стамбул, весь город пел уже эту песню. Это очень простая песня, но есть в ней некая волшебная сила. Слова ее, может быть, относительно новы, но мелодия идет из глубины веков. Попробуйте спеть ее европейцу - он будет поражен. Вторая песня - «Им чинари яр», которую дети могут петь на слова Туманяна: «Арев-арев, ек-ек, зизи карин вер ек». Следующая песня - «Ой назан». Кстати, все эти произведения прекрасно известны нам: не было случая, чтобы я напел их армянам и они не сказали бы, что знают их. В число пяти песен мы включили также «Зынгы-зынгы» и «Гнацек тесек». Эту последнюю, кроме всего прочего, поют еще и на Масленицу. Все эти песни имеют различные лады и отражают все нюансы нашей национальной души. Мы назвали эти песни прививкой, антивирусом против вирусов. Национальная культура и песня, как и родная земля, придают человеку сил.
Мы намереваемся в ближайшем будущем записать эти песни на диск, а также в формате караоке и распространять их повсюду, даже в аптеках. Попытаемся организовать обучающие программы на телевидении и радио. Запишем также колыбельные и раздадим их в роддома, чтобы новорожденные вместе с материнским молоком всосали и национальный дух.
- Кто поддерживает вас в этом патриотическом начинании? Государство? Или оно опять в стороне?
- Государственные мужи приветствуют нашу программу, но пока что мы используем возможности заинтересованных частных лиц. Программа открыта для всех - здесь нет какой-либо монополии, нет проблемы авторских прав. Кто бы то ни был - государственные звенья, партии, общественные организации или отдельные лица - мы готовы служить им всем. Это должно стать всенародной инициативой.
"Собеседник Армении"