Министерство экономики Армении по итогам 2019 года предполагает рост объемов экспорта на 9-10%. На рост экспорта существенное влияние оказало в основном увеличение экспорта коньяка, необработанного золота, шоколада, фруктовых вин и ряда других товаров.
.
КАК ПЕРЕДАЕТ "АРМЕНПРЕСС", об этом на созванной пресс-конференции сказал министр экономики Армении Тигран Хачатрян. "По итогам 11 месяцев у нас 9%-ный рост экспорта. Это те направления, которые с начала года выделялись в качестве ведущих направлений экспорта. Экспорт коньяка вырос на 26,7%, табачной продукции - на 9%, медного концентрата - на 16,8%, необработанного золота - на 31%, железной руды - на 18,1%, шоколада - на 14,6%, фруктовых вин - на 75%, виноградных вин - на 25,5%, и экспорт ювелирных изделий - на 19,2%", - сказал министр, отметив, что это те группы товаров, которые оказали на экспорт большое влияние. Хачатрян прогнозирует, что экспорт по итогам года будет в пределах 9-10%, а в 2020 году будет 10%-ный рост экспорта.
Но невозможно умолчать: любопытно, но после фруктовых вин, по сути, лидирующую позицию по росту объема экспорта занимает необработанное золото. Согласитесь, отнести это к воодушевляющим итогам прошлого года даже при большом желании нельзя. Речь идет о продаже золотых ресурсов армянских недр, что, конечно, не страшно, но вовсе не свидетельствует о нормальном состоянии экономики, ее эффективности и перспективах. Вообще представленная министром структура экспорта, точнее, локомотива экспорта, скажем прямо, особого оптимизма не вызывает. Сигареты, алкоголь, природные ресурсы - вот, собственно, драйверы армянского экспорта.
Впрочем, от деталей перейдем к общей картине. Так вот, экспорт в целом в прошлом году вырос на 10 процентов. На первый взгляд нормальный показатель. Но тот же Тигран Хачатрян еще пару месяцев назад утверждал, что экономическая революция в стране уже произошла. И сегодняшние его цифры, пожалуй, имеет смысл воспринимать именно в этом контексте, в форме плодов уже свершившейся революции. Не слишком ли скромным оказался 10-процентный рост экспорта для того, чтобы быть урожаем революции? Впрочем, перефразируем вопрос: стоило ли ради 10-процентного роста затевать революцию?
ДЛЯ УПРОЩЕНИЯ ПОИСКА ответа на этот вопрос приведем один дореволюционный параметр: в 2017 году объем экспорта из Армении вырос на 28 процентов. Что же касается структуры дореволюционного экспорта, то коньяк, сигареты, природные ресурсы и раньше были основными экспортируемыми товарами. Но тогда в этой группе ведущих была и сельхозпродукция, которая сегодня даже не упоминается. Таким образом, получаем следующую картину: экономическая революция уже произошла, и ее результатом (только по части экспорта) стало сокращение темпов роста экспорта по сравнению с дореволюционным периодом и изменившаяся в худшую сторону (без сельского хозяйства) структура. Экономика страны этого не забудет.
Экспортная тема - лишь одна из многочисленных иллюстраций результатов экономической революции, которые представил министр. Говорил он, например, и о том, что в прошлом году вырос приток иностранных инвестиций на 268 миллионов долларов, но сократился объем прямых инвестиций на 60 миллионов. Тут напомним, что еще в начале года правительство неоднократно заявляло, что иностранные инвесторы чуть ли не в очереди стоят, чтобы вложиться в армянскую экономику. Общий объем прогнозируемых инвестиций исчислялся миллиардом долларов. Но главное не это. Прежний парламент страны был распущен, как утверждали тогда представители бархатной власти, ради привлечения иностранных инвестиций. И вот сегодня, при новом парламенте, в условиях уже свершившейся экономической революции власть констатирует: объем прямых иностранных инвестиций сократился на 60 миллионов…
Говорил Тигран Хачатрян и про рост туризма, и про рост экономики, и про ВВП. Назывались параметры. Кого-то могут они впечатлить. Кто-то может в них поискать признаки успеха. Но уж точно мало кто сможет найти революционный результат. Разве что сами представители команды власти.
Ара Меликсетян, "Голос Армении"