Классика народного "фольклора" констатирует, что, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. При этом она умалчивает об очень важной детали: что произойдет, если мужик не перекрестится и после того, как грянет гром?
.
ГРОМ МИРОВОГО МАСШТАБА в виде распространения коронавируса - суровая реальность. По последним данным, более 60 тысяч человек в мире уже подхватили эту заразу, и проникла она в 27 стран мира. Масштабы, мягко говоря, тревожные. А с учетом того, что, по данным ВОЗ, первая вакцина от коронавируса может появиться не раньше чем через 18 месяцев, то многим представляются и вовсе апокалиптические перспективы. Конечно, скорее всего, в панических прогнозах сильно преувеличиваются риски, явно переоценивая угрозу, несущую вирусом китайцам в первую очередь и человечеству в целом. Однако в то же время очевидно, что уже сейчас ситуация оказала вполне ощутимое негативное воздействие на мировую экономику, а с учетом темпов и географии распространения вируса это воздействие в ближайшее время будет только усиливаться. Иными словами, вероятность глобального экономического кризиса вполне реальна.
В среду в парламенте Армении прозвучал вопрос о готовности экономики Армении к, мягко говоря, негативным последствиям распространения коронавируса. Вопрос был поднят депутатом от ППА Арманом Абовяном и адресован министру экономики Тиграну Хачатряну, который отметил, что сложившаяся ситуация в незначительной степени может оказать воздействие на армянскую экономику и каких-либо планов А, В, С на случай негативного развития ситуации у правительства нет.
Мотивировал министр такое спокойствие несколькими факторами. Дескать, воздействие могло бы быть значительным в туристической сфере, но китайских туристов мы принимаем очень мало. Кроме того, министр выделил факт прогнозируемого снижения цен на нефть на международном рынке, негативное последствие чего мы не почувствуем, а также признал определенные риски для отечественной горнодобывающей отрасли в связи с падением цен на медь.
СРАЗУ ЖЕ ОТМЕТИМ, ЧТО С УЧЕТОМ МЕСТА горнорудной промышленности в структуре экономики Армении в целом и особенно в сфере экспорта снижение цен на мировом рынке - достаточно ощутимый удар по нашей экономике. С учетом того, какое ключевое место в нашей экономике занимает сегодня туризм, недооценивать риски в этой сфере как минимум странно. Да, китайских туристов у нас мало. Но проблема вируса давно вышла за границы Китая, по большому счету уже сегодня несет в себе реальную угрозу мировой туристической индустрии. Как бы ни хотели мы этого, но оставаться в стороне от этих негативных процессов отечественная туристическая отрасль никак не может. В любом случае недальновидно рассчитывать на слабую интегрированность армянской экономики и отдельных ее отраслей с мировой. Это, как говорится, мы уже проходили.
Тут вспомним глобальный финансово-экономический кризис 2008-го. Тогда, почти 12 лет назад, правительство Армении утешало себя и общественность слабой интеграцией финансово-банковской системы страны с мировой. Мол, мы серьезно не пострадаем от кризиса, потому как мало связаны с мировой системой финансов. Между тем уже через год-полтора негативные последствия зафиксировала статистика. Так, по итогам 2009-го ВВП Армении упал на 14,1%, внешнеторговый оборот сократился более чем на 26%, среднемесячная зарплата сократилась на 8%. Как говорится, и так далее.
Так или иначе, определенная изолированность экономики Армении от экономики мировой не смогла нам гарантировать мягкий вариант потерь. Тем не менее, судя по всему, мы сегодня наступаем на те же грабли странного спокойствия, основанного на сомнительном факторе слабой интеграции…
Ара Меликсетян, "Голос Армении"