Три месяца назад в газете армян России "Еркрамас" появилась интересная информация: 72-летний собиратель устного народного творчества из Ардвина (город в области Тайк Западной Армении, ныне в пределах Турции) Незахат Сезгин заявил, что танец "Ата", прославивший Ардвин на всю Турцию, на самом деле имеет армянское происхождение. По его словам, это знает любой пожилой житель города, и хотя мелодия и движения танца сегодня претерпели некоторые изменения, его оригинальную версию пожилые ардвинцы продолжают танцевать до сих пор.
Незахат Сезгин, у которого хранятся оригинальные ноты танца, рассказал, что 7 марта 1936г. в анкарском ресторане "Карпич" выступала этнографическая танцевальная группа, в которой был и его отец Мурад Чошкун. Один из номеров был объявлен как "Армянский танец". Услышав это, находящийся в ресторане Ататюрк подошел к танцорам и изъявил желание присоединиться к ним, выразив при этом недовольство названием танца. Руководитель группы Хюсейн Танто предложил сменить его на "Ата", на что Ататюрк не отреагировал. Но спустя несколько дней администрация Ардвинской губернии приняла решение переименовать танец...
Турецкая интервенция в армянскую культуру, имевшая место на протяжении истории, и присвоение ее жемчужин - не новость для мыслящей и образованной мировой общественности. Этот процесс продолжается и сегодня. Тому свидетельством - прошедший недавно в испанском городе Пальма-де-Мальорка Международный конкурс-фестиваль этнографических танцев, где коллектив из Стамбула представил танцы амшенских армян под мелодию армянской народной песни, прицепив к конкурсному номеру "турецкий ярлык". Наша беседа - с Гагиком ГИНОСЯНОМ, руководителем этнографического ансамбля песни и пляски "Карин", вернувшегося из Испании с победным кубком.
- Как вы прокомментируете информацию газеты "Еркрамас"?
- В 1974г. в Стамбуле вышла в свет книга о турецких танцах. В ней была размещена "танцевальная карта", где дана разметка страны по регионам в зависимости от характерных для каждого из них танцев. В книге даны также ноты танцев, среди которых значился и "танец Мариам", комментарии, фотографии и много иной информации. И все это было подано под видом исконно турецких танцев. Книгу мне показал директор одной из армянских школ-гимназий в Алеппо. Сам он приобрел издание во время научной конференции в Стамбуле. Ознакомившись с содержанием книги, он подошел к представителю турецкой делегации и только попытался заговорить об этом, как турок прервал его и заявил: "Я знаю, о чем вы собираетесь спросить, но сейчас мы там живем, это наша страна и все тут наше". Подобный подход турок не нов, но любому историку или культурологу ясно, что народ-кочевник, коим веками являлись турки, не мог создать своей самобытной культуры. Культура любого народа формируется в зависимости от природы места обитания, животного мира, географических особенностей региона и т.д. и обретает характерные черты в течение веков. У кочевников же в основе культуры лежит культурный гибрид разных стран и народов. Что касается турок, то они сегодня присвоили не только чужие песни и пляски, но и национальную одежду (таразы), другие образцы культурного наследия соседних народов. Сегодня подобный подход лежит в основе государственной политики Турции, и мы должны быть более настойчивыми и непримиримыми в отношении сохранения нашей культуры и ее представления в мире.
- Расскажите о фестивале в Пальма-де-Мальорке.
- По регламенту конкурса ансамбль "Карин" представил 8-минутную программу - букет армянских этнографических танцев Васпуракана, Сасуна, Карина, Шатаха и других регионов Армянского нагорья. Гвоздем программы стал танец "Ярхушта", который произвел неизгладимое впечатление как на публику и танцоров из других стран, так и на жюри и оргкомитет фестиваля-конкурса. В итоге мы заняли I место в номинации "Танец" и III в номинации "Музыкальное оформление". В фестивале участвовало 28 коллективов из 21 страны, в том числе и из Турции. В день раздачи призов все ожидали, что Гран-при также будет вручен "Карину". Каково же было всеобщее удивление, когда главный приз фестиваля достался Турции, коллектив которой не занял ни одного призового места в конкурсных номинациях! Более того, турки вышли на сцену под мелодию песни "Арнем эртам им яре", которую исполняет Арсен Григорян (Мро), а их танцы в основном были танцами амшенских армян. В музыкальной же части они не использовали ни одного турецкого инструмента. Выступление турок было прямым продолжением Геноцида на культурном фронте. Правда, за день до этого посол РА в Испании Хорен Тертерян предупредил нас, что в Испании проводится протурецкая политика, да и руководитель турецкого ансамбля был в теплых отношениях с руководителем оргкомитета фестиваля. Отрадно, что после вручения призов супруга посла Армении подошла к турецкой группе и произнесла: "Мы благодарны вам за распространение армянских танцев в мире". Турки не смогли возразить и замолкли. Если бы армянские танцы и раньше представлялись на всемирных фестивалях, мир давно был бы знаком с нашей исторической танцевальной культурой.
- После победы в Испании "Карин" получил приглашения на другие международные фестивали. Будете ли вы в них участвовать?
- Все зависит от возможностей финансирования. Наше участие в конкурсе в Пальма-де-Мальорка состоялось по инициативе Чрезвычайного и Полномочного Посла Армении в Испании Хорена Тертеряна. После ознакомления с видеоматериалом и переговоров с председателем оргкомитета Министерство культуры РА получило приглашение для участия на имя ансамбля "Карин". Минкульт обеспечил лишь расходы на пребывание в Испании, львиную же долю расходов взяли на себя друзья "Карина" - бизнесмены из России и Грузии. К ним я обратился после того, как в Армении нам отказали практически все - от различных фондов и министерств до частных предпринимателей. Больно сознавать, что в нашей стране под высоким патронатом проводятся концерты различных зарубежных артистов, но национальная культура находится на правах "бедного родственника". В каждой сфере нужна своя дипломатия. Как человек, прошедший Арцахскую войну, смело скажу, что мы победили в бою, но проигрываем в мирные времена, особенно на дипломатическом, информационном и культурном поле. Мир давно должен был узнать и научиться отличать армянскую музыку и танец от турецких и азербайджанских. И начинать это надо в первую очередь с национального и патриотического воспитания подрастающего поколения. В Грузии в обязательном порядке в школьное образование вошел национальный танец. Мы же сегодня образовываем наших детей, но не воспитываем их, тем более в национальном духе. Чтобы сохранить наш человеческий и национальный тип, мы должны бороться за сохранность нашей культуры. Многие нации исчезли с лица земли, мы же благодаря своей культуре выжили, даже пережив Геноцид. И если сегодня мы не задумаемся о правильной культурной политике, завтра мы можем потерять свое лицо.
- Какой вы видите эту политику?
- Турция представила в Испании серьезный танцевальный коллектив, это был ведущий государственный ансамбль страны. У нас же в стране действуют несколько этнографических ансамблей песни и пляски, но ни один не находится под покровительством государства. Пару лет назад у меня был разговор с министром культуры Асмик Погосян о создании государственного этнографического коллектива. "Карин" создал первый этнографический театр танца в Армении, я уже 15 лет занимаюсь собирательством, исследованием и возрождением танцев наших предков, составлением кинетограмм и прекрасно владею сферой. Министр обещала решить эту проблему, хотя для меня не важно, станет ли именно "Карин" государственным этноансамблем, будет ли им другой коллектив или соберут "танцевальную сборную". Главное, чтобы государство взяло под свою опеку национальное танцевальное искусство, не то, которое преподается сегодня в вузах и иных учебных заведениях, где в основе армянского танца лежат принципы классической хореографии. Надо возрождать истинно армянские танцы, доставшиеся нам в наследство. На них сегодня есть большой спрос - об этом свидетельствуют наши пятничные уроки в Центре искусств "Нарекаци" и на Каскаде, которые мы проводим уже 6 лет и через которые прошло больше тысячи человек. Нужны ежемесячные концерты этнографических коллективов, нужна поддержка фестивалю этнографического танца, основанному еще в советские годы ведущими специалистами страны и проводимому больше 30 лет в Политехническом институте усилиями моих единомышленников. Тогда наш "Кочари", который мы танцевали после Победы в Берлине и Шуши, мы станцуем и в Турции.
- Кстати, я слышала, что в Стамбуле ансамбль "Карин" добился своеобразного реванша...
- Мы летели в Испанию из Стамбула и еще в Ереване задумали станцевать в тамошнем аэропорту, но случайно планы изменились, и 24 апреля мы оказались на центральной площади турецкой столицы, где у памятника Ататюрку станцевали на глазах у всех наш "Ярхушта". Прохожие не понимали происходящего, лишь туристы останавливались и спрашивали, кто мы. Мы же с гордостью отвечали - армяне. Кстати, в Испании мы выступили в нескольких городах для местной армянской общины. Диаспора приняла нас и в Турции после фестивального турне.
- Ваши планы на ближайшее будущее?
- Участие 27 мая в фестивале этнографических танцев в Ереване. 28 мая мы выходим из нашей "зимней резиденции" - центра "Нарекаци" к подножию Каскада, где до глубокой осени по последним пятницам каждого месяца будем проводить уроки этнотанцев для ереванцев и гостей столицы. Продолжим работу по обработке и записи новых жемчужин этнотанцев, собранных мною недавно в регионах Арагацотн, Ширак, Гегаркуник, Арарат: нами обнаружены уникальные образцы давно утерянных танцев, например воинственный танец "Шарани", а также разные версии знаменитых "Кочари", "Ярхушта". Есть и танцы Тигранакерта. Их надо обработать и подать на сцене так, чтобы они не утеряли своего изначального бытового блеска. В этом году "Карин" также будет справлять свой 10-летний юбилей. Надеемся выступить с большим концертом.
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"