В первой половине июня Грузию посетит Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин Второй. Визит ранее уже неоднократно переносился по требованию грузинской стороны, и в Патриархии Грузии затруднились сообщить точную дату приезда, но подтвердили, что состоится он предположительно в начале лета. Нерешенных вопросов между Грузинской Православной и Армянской Апостольской Церквами, как известно, скопилось немало. Однако о конкретных целях визита Грузинская патриархия пока не сообщает. В преддверии встречи предстоятелей двух церквей мы беседуем с главой епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии епископом Вазгеном МИРЗАХАНЯНОМ.
- Ваше преосвященство, какие по-вашему вопросы будут в первую очередь затронуты в ходе встречи армянского Католикоса и грузинского Патриарха?
- У армянской общины Грузии есть надежда, что во время визита Католикоса всех армян Гарегина Второго будут не только затронуты интересующие нас вопросы, но и начнется процесс их решения. Речь идет не только о статусе нашей епархии и возвращении нескольких исторически принадлежащих армянам церквей, но и о ряде канонических вопросов. Один из них касается повторного Крещения, так называемого перекрещивания. По христианским канонам перекрещивание не разрешается, но в Грузии оно принято повсеместно. В стране много смешанных семей. При совершении, к примеру, обряда бракосочетания Грузинская Православная Церковь, в отличие от Армянской Церкви, которая считает действительным и благодатным Крещение всех традиционных христианских церквей, настаивает на перекрещивании лиц армянского вероисповедания. Если один из вступающих в брак - армянин, крещенный в Армянской Церкви, то от него непременно требуют до венчания "очиститься от ереси", повторно пройдя Крещение теперь уже по византийскому обряду. В противном случае прошение на проведение церковных обрядов, в частности венчания, отвергается. Если крестный - армянин, то и его заставляют перекрещиваться. Необходимо найти консенсус в этом вопросе.
- Несколько лет назад грузинская пресса сообщала о готовящемся соглашении между главами Грузинской и Армянской Церквей о передаче 10 церквей, семь из которых находятся в Тбилиси, в богослужебное пользование епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Взамен Грузинской Православной Церкви должны были передать семь храмов, расположенных на территории Армении, в рассматриваемой ими как "грузинская" исторической области Лоре-Ташири. Тогда пресс-служба Первопрестольного Святого Эчмиадзина эту "просочившуюся" в грузинские СМИ информацию категорически опровергла. Стоит ли этот вопрос в повестке дня нынешней встречи?
- Будет ли он обсуждаться, мне не известно, как не известно, о каких храмах идет речь, но слышал, что такое предложение есть.
- А как с проблемой юридического статуса епархии ААЦ в Грузии? Газета "Резонанси" пишет, что вопрос этот с "большой вероятностью будет решен". И в подтверждение приводит на своих страницах заявление отца Михаила Ботковели: "Хотя присвоение статуса является прерогативой государства, уже два месяца существует группа, которая работает над темой присвоения юридического статуса всем существующим в Грузии конфессиям. В этот процесс включена и Патриархия Грузии. У Армянской Церкви не будет такого же статуса, как у Грузинской Православной Церкви, но она наряду с другими традиционными церквами получит юридический статус".
- Сегодня мы являемся юридическим лицом на частной правовой основе. Для религиозных организаций такой статус неприемлем. Очень надеюсь на положительное решение этого вопроса, который затрагивает права и свободу пастырского служения не только Армянской Апостольской Церкви, но и всех без исключения религиозных конфессий, действующих на территории Грузии. Должен признать, что принятие этого решения слишком затянулось. Мы ждем его уже многие годы.
- Вопрос церкви Сурб Норашен по-прежнему открыт, хотя отец Тариел вроде бы поутих и новых захватнических действий в отношении этого храма грузинскими священнослужителями не наблюдается.
- Я думаю, этот вопрос можно решить мирной договоренностью в духе завещанных нам Спасителем любви и братского христианского взаимопонимания. Вопрос храмов не должен быть спорным и разделять наши братские христианские народы. В последнее время на этой почве не наблюдается нового обострения. Возможно, у кого-то есть недобрые намерения, но они должны меняться и, смею утверждать, действительно постепенно меняются. Мы с нашей паствой и священнослужителями внимательно следим за тем, чтобы никто не смог нанести вред памятникам армянской церковной архитектуры. Но хочу подчеркнуть и то, что все без исключения армянские храмы, находящиеся на территории Грузии, являются неотъемлемой частью историко-архитектурного наследия Грузии.
- Но вряд ли вы станете утверждать, что состояние этих памятников волнует грузинскую Службу охраны памятников и само грузинское общество. Не странно ли это для страны, где строятся новые мечети?
- Состояние церквей Сурб Норашен, Сурб Ншан (и в Тбилиси, и в Ахалцихе), Сурб Геворг, Шамхорацоц Сурб Аствацацин, Мугни, Сурб Минас можно охарактеризовать как катастрофическое. Если не провести соответствующих ремонтных работ, они могут полностью разрушиться уже в ближайшее время. На сегодняшний день решен вопрос только храма Сурб Геворг, проект его восстановления уже готов, финансирование обеспечит Армянская Апостольская Церковь. В праздник Крещения Господня поздравить армянскую паству в храмы Сурб Эчмиадзин и Сурб Геворг пришли президент Грузии Михаил Саакашвили и мэр столицы Гиги Угулава. Спустя всего пару недель на одно из наших пожеланий отреагировала городская служба электрохозяйства, смонтировавшая устройство ночной подсветки на двух действующих армянских церквах по аналогии со всеми храмами Грузинской Православной Церкви. Отремонтирована и ухожена и дорога к храму Сурб Эчмиадзин.
- Прихожан в армянских церквах стало, как отмечают все, значительно больше. Слышала и то, что священнослужители уже не ограничиваются проведением ритуальных обрядов – венчания, крестин и т.д., а ведут также воспитательную и образовательную работу.
- Это так, в Тбилиси наши священнослужители ведут разъяснительную работу среди паствы. По средам в Сурб Эчмиадзине и по пятницам в Сурб Геворге тер Манук и тер Нарек проводят беседы с прихожанами, помогают им приобщиться к духовному наследию Матери-Церкви и необходимым для верующих религиозным знаниям. Работает воскресная школа, функционирует молодежный центр. Несмотря на то что после развала СССР численность тбилисских армян значительно снизилась, прихожан в наших церквах с каждым годом становится все больше. И, конечно, две действующие церкви на столицу это очень мало.
- В тюрьмах Грузии сидит немало армян, в том числе и политзаключенный Ваагн Чахалян.
- Наши священнослужители и я в том числе каждую пятницу посещаем тюрьмы, встречаемся с заключенными, беседуем о жизни, проводим обряды Крещения, помогаем выпущенным на свободу, если они из Армении, выехать на родину. Я сам неоднократно встречался с Чахаляном, он держится молодцом.
- В этом году День памяти жертв Геноцида армян в Тбилиси отмечался более масштабно, организованно и сплоченно, чем в прошлые годы. Говорят, это произошло благодаря координации проведения мероприятий, которую вы взяли на себя.
- Многочисленность армянских общественных организаций, действующих достаточно разобщенно, имеет и негативную сторону. В этом году мы согласовали план мероприятий проведения Дня памяти и сделали все, чтобы армянские общественные организации сплотились и провели их вместе. С Божьей помощью мы будем и далее работать в этом направлении.
Нора КАНАНОВА, "Голос Армении"