Недавно была опубликована макроэкономическая статистика Армении за 1-е полугодие этого года, из которой следовало, что страна продолжает быстро терять темпы экономического развития, однако, в частности, объем промышленного производства, из месяца в месяц сжимаясь, пока еще держится в небольшой плюсовой зоне – 101,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. И вот 5 августа с.г. Статкомитет РА обнародовал более детальную разбивку социально-экономического положения Армении по итогам 6 месяцев, из которой становится ясно, какие отрасли промышленности сильно подпортили картину, а за счет каких промышленности, напротив, удалось не уйти в минус…
Статистика бывает достаточно удивительной. Скажем, судя по ней, мы за прошедшие полгода почти отказались носить чулки, носки и рейтузы, так как их производство упало на три четверти! Неужели так сильно сказалась новая мода надевать обувь на голую стопу? Или, к примеру, электролампы: за эти полгода их произведено… 300 штук, хотя за тот же период 2019 года цифра все же была раз в 8 больше. В этом году полностью прекращено производство армянских планшетов (полный ноль напротив прошлогодних 144 штук). Не нашли мы в статистике и какого-либо упоминания о производстве автомобильных аккумуляторов, хотя в свое время не раз делали репортажи с соответствующего армяно-немецкого завода "Элбат" в Ереване. Ничего нет в статистике и о производстве трансформаторов "Армэлектромаша" и других производителей.
С другой стороны, статистика выдала абсолютно необъяснимый рост производства мебели (133,2%) и ювелирных изделий (133,4%) при том, что обе сферы во всем мире относятся к группе наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции. Из-за прекращения воздушных перевозок ювелиры не могут по доступным ценам приобрести сырье (золото и т.д.) и доставить готовую продукцию на внешние рынки, уже не говоря о том, что в периоды депрессии предметы роскоши – первое, от чего отказываются люди. Что же касается мебели, то это товар длительного пользования, так что в разгар пандемии покупатель вряд ли ломится в мебельные салоны, и многие производители оказываются на грани банкротства. Может, на склад работают армянские мебельщики?
УЖЕ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ: ОБЩЕЕ ПРОМЫШЛЕННОЕ производство в нашей стране удерживают от глубокого падения горнодобывающая и металлургическая отрасли. Да-да, те самые, что лично премьер Пашинян еще на заре "революции" обещал всячески укротить и, так сказать, "поставить на место": негоже, мол, грабительски разорять национальное достояние, ведь что-то из богатства недр надо еще оставить грядущим поколениям "гордых армян". Спустя два с лишним года правления новой власти констатируем: горняки и металлурги сами "поставили на место" не в меру прыткого премьера, которому сейчас явно не до укрощения локомотивных отраслей и, более того, срочно понадобилось создание в курортной зоне страны нового крупного очага разработки – Амулсарского золоторудника, запасы которого будут исчерпаны всего за 10 лет, а нам всем придется еще лет 100 расхлебывать колоссальные разрушительные последствия этого проекта.
За 6 месяцев рост горнорудной промышленности составил двузначные 124,3%, а обрабатывающий сектор, на который с самого начала сделал ставку Пашинян, не добрался даже до прошлогодних значений – 96,4%. За счет интенсивной эксплуатации недр резко выросло производство металлических концентратов: меди – на 116,6%, цинка – на 128,2%, молибдена – в 1,8 раза! Производство ферромолибдена выросло на 111,2%, стальных труб – на 136,1%. Не отставала от них и разработка неметаллических месторождений: производство строительного песка, извести, глины достигло 140,4% от соответствующего показателя прошлого года.
А что же обрабатывающая промышленность? Производство "непотопляемых" ни в какие времена продуктов питания (кушать хочется всегда) зарегистрировало 100%, то есть ровно столько, сколько было произведено за тот же период 2019 года. Напитков стало меньше почти на 7%, шоколада – на 8%, кондитерии – на 10,7%, табачных изделий – на все 23%. Взамен, правда, неплохо росли объемы производства круп и макаронных изделий (129,7% и 152,4% соответственно). Сильно подкачали все без исключения спиртные напитки – водка, коньяк, вино, пиво. Особенно тревожит падение производства коньяка до 85,3% от прошлогодней величины.
Сильно хромает и легпром: производство одежды сократилось на 5 с лишним процентов, пряжи – на все 32%. Взамен вполне логично росли фармацевтика (116,2%) и химпром (119%).
Совсем не вдохновляет производство в стране различных машин, оборудования, устройств – всего того, на что опять же когда-то делал ставку премьер Пашинян, разглагольствуя о переводе армянской промышленности на рельсы хай-тек с опорой на знания и инновации. Так, производство компьютеров, электронных и оптических устройств упало на 28%, электроприборов – на 13,7%, машин и оборудования – почти на 31% , электродвигателей – на 9,2%, реле – на 25%, накопителей – на 24,2%, "смарт" карт – на 60%, электросчетчиков – на 45,5%, оптических устройств – на 57,2%, часов – на 21,7%. Если это новая экономика "новой Армении", то я обеими руками за "старую"…
Ашот Арамян, "Голос Армении"