"Кто из детей осознанно будет готов носить маску нон-стоп и протирать руки антисептиком?!" - говорит в интервью "Голосу Армении" президент благотворительного фонда "Дорога жизни" ("Кянки чанапар") Елена Багдасарян.
- С 15 сентября начинаются очные занятия в учебных заведениях, но с миллионом всяческих оговорок, ограничений, предписаний , заявленных как меры защиты от коронавируса. У вас двое детей-школьников. Как вы прокомментируете решения властей? Что, на ваш взгляд, сделано правильно, а что - нет, что своевременно, а что - преждевременно?
- Я, как мама школьников, пребываю в полном ступоре и в состоянии невозможности сделать правильный выбор: отправлять своих детей в школу, где абсолютно не гарантируется их безопасность (а значит, и безопасность домочадцев), либо вообще проигнорировать противоречащие и нелогичные решения властей и оставить детей дома? Почему государственные органы, обязывающие меня с начала коронавирусной истории сидеть безвылазно дома, соблюдать социальную дистанцию, ходить на свежем воздухе в маске, да еще и в жару, исходя (хочется надеяться) из заботы о здоровье моих детей, моем и окружающих сейчас резко абстрагируются и открещиваются от собственной философии по защите от вируса и открывают школы и вузы?
Почему с 15 сентября, а не с 15 октября, к примеру? У нас только наметился спад в плане эпидемиообстановки, и мы решили нагнать вторую волну, еще не разобравшись с первой? С одной стороны, я понимаю, полгода в состоянии разгара эпидемии и, соответственно, парализации образования привели к очень сильному его регрессу с выпаданием из учебного процесса, с другой - какой смысл был в такой скрупулезной защите детей и взрослых от вируса все это время, если сейчас мы отменяем все меры предосторожности и кидаемся грудью на амбразуру? На мой взгляд, наши власти просто нащупывают почву, причем делают это в абсолютной темноте. То есть какие-то шаги и действия запланированы на бумаге и в теории, а как будет развиваться ситуация на практике, покажет сама практика. И сценарий, по которому будут разворачиваться события, предугадать сейчас нереально.
Вполне возможно, нас откроют на месяц, чтобы ввести детей и студентов в процесс обучения, раздать учебники, собрать плату за очное обучение, познакомить с новыми преподавателями и снова переведут на онлайн-обучение. Но цена риска слишком высока. Я не верю в чудеса, считаю вторую волну эпидемии неизбежной. И это не гадание на кофейной гуще, а всего лишь трезвый анализ данных и явлений по всему миру.
- Что сами дети говорят о новых правилах поведения в школе, перспективе сидеть на уроках в масках, не покидать класс во время перемены и т.д.?
- Дети очень соскучились по школе, по одноклассникам, они вообще в том возрасте, когда опасность воспринимается как очередная авантюра, а весь этот набор нереальных на практике мер предосторожности - как приключение. Дети не могут представить на деле, каково это - находиться на всех уроках в масках, снимая их только для того, чтобы сменить каждые 2-3 часа, в маленьких классах, не выходить на переменах, стоять в очереди перед входом в школу для измерения температуры. Им просто очень хочется обрести потерянный уклад жизни и избавиться от того апатичного состояния, в котором они находились все эти полгода. Раз можно идти в школу - значит уже безопасно. Подсознательно они будут делать все, чтобы жить и учиться, как раньше, чтобы вернуться в то время, когда никто и не думал о вирусах и болезнях. И кто из детей осознанно будет готов носить маску нон-стоп, протирать руки антисептиком, обрабатывать свое школьное место?! Честно говоря, взрослые тоже не очень все эти процессы из списка "на бумаге" представляют в практической школьной жизни. Представить можно только одно: ничего этого на деле не будет, лишь в теории для проформы и галочки. В наших непроветриваемых классах и антисанитарных условиях в большинстве школ реально лишь одно приключение и одна авантюра - учиться и умудриться не заболеть.
- С одной стороны, справедливо говорится о том, что онлайн-обучение не может быть альтернативой полноценному учебному процессу, к тому же многие семьи финансово и в плане условий не могут обеспечить своих детей всем необходимым для такой формы обучения, с другой стороны, многие родители боятся отправлять детей в школу из-за пандемии. Каков, по-вашему, был бы правильный выход из сложившейся ситуации?
- Всегда должен быть выбор. Для родителя и ученика. Кого-то, как меня, к примеру, онлайн-обучение при всех его минусах устроило бы, так как единственная ценность в моем списке приоритетов - это здоровье. И все остальное, в том числе образование, в данной сложившейся ситуации меркнет перед большой опасностью заболеть. У моей дочери астма, ей вообще противопоказано находиться в маске, а значит, в условиях гипоксии несколько часов подряд. Ей и болеть коронавирусом тоже противопоказано. И что я должна предпринять, отталкиваясь от исходных данных? Никакие органы власти не смогут своими решениями и постановлениями гарантировать мне безопасность моих детей в школе, где даже пресловутая социальная дистанция в классах соблюдаться не будет, и меня не утешает факт, что вся ответственность за здоровье детей теперь на государстве и органах власти, а не на нашей самосознательности. Почему мне не оставляют выбора и возможности решать за себя и собственных детей и не соглашаться в условиях пандемии на посещение ими школы, где нет и не будет необходимых санитарных условий для безопасной учебы? Почему будут ставить пропуски в школах за отсутствие по неуважительной причине? Разве здоровье детей и их родных может быть разменной монетой и объектом для экспериментов?
- Кстати, есть ли уверенность в том, что длинный список правил и предписаний, опубликованный Минобразования, будет скрупулезно соблюдаться, в частности, в школах, а не превратится в фикцию? Потому что я сильно сомневаюсь в том, что дети просто физически выдержат многочасовое сидение в масках, не говоря уже о психологических последствиях. При этом довольно странно, что мы не услышали мнение врачей по этому поводу. Ведь родителям, надо полагать, было бы интереснее услышать мнение врачей относительно вводимых в школах противоэпидемиологических правил, нежели мнение министра образования?
- Все эти предписания и ограничения, сформулированные как меры защиты, - фикция на деле, это необходимо четко понимать, а некоторые указания и вовсе абсурдны и априори невыполнимы. Представьте хотя бы процесс измерения температуры у детей на входе в школу - сколько часов он будет занимать? И кто сказал, что болеющие дети обязательно будут с температурой или вообще с какими-либо признаками болезни? Большинство инфицированных детей болеют асимптомно, оставаясь заразными. И здесь я вижу очень большую опасность распространения вируса и заражения им домочадцев, близких и окружающих. В то же время некоторые дети очень тяжело переносят коронавирус, с осложнениями и далеко идущими последствиями, о которых мы пока знаем не все, к сожалению. И это миф, что дети не болеют или болеют легко. Вирус коварен, он поражает системы и органы, и то, как его перенесет конкретный ребенок, не сумеет предугадать ни одно звено из органов власти. Я могу это утверждать как человек, постоянно общающийся с врачами, которые работали с детским covid-ом все эти месяцы, знающий их точку зрения и видение на этот счет.
Но разве мнение врачей, педиатров-инфекционистов-иммунологов учитывается? Разве врачей спрашивали в том же январе-феврале, когда в Армении была эпидемия тяжелейшего гриппа А, массово косившая детей, когда 70-80% учеников отсутствовало, а школы не закрыли ни на день, чтобы сбить темп эпидемии? А затем лишь великодушно "простили" пропуски заболевшим детям, не неся при этом никакой ответственности за последствия болезни и удар по здоровью.
К нам сейчас хлынет поток иностранных студентов, индийских и иранских, к примеру, из неблагополучных с точки зрения эпидемиообстановки зон и стран - этот факт просто игнорируется. Вообще проблема нашей власти при принятии решений - в режиме полной автономии, в том, что "все все знают" и "сами с усами", в сиюминутных, противоречащих друг другу и здравому смыслу решениях, за которые потом расплачиваемся мы. Наше мнение и наши ожидания не учитываются, наши опасения не принимаются во внимание. Как известно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И уровень доверия к власти и принимаемым ею решениям у людей, которые это осознают и понимают, нулевой…
Зара Геворкян, "Голос Армении"