Организованная музыкальная группировка System of a Down — не имеющий аналогов пример конвертации связей внутри национальной диаспоры в мировой успех на поприще музыкальной индустрии. Плодотворная почва, на которой выросло ветвистое дерево System of a Down, — это баскетбольная площадка “Армянской школы Роуз и Алекса Пилибос” в Голливуде. Здесь, в “маленькой Армении”, встретились Серж Танкян, будущий клавишник и вокалист System of a Down, и Дарон Малакян, гитарист.
Трудно объяснить успех System of a Down, не прибегая к рассуждениям о силе диаспоры как таковой. Пять альбомов в течение семи лет — и все платиновые, в общей сложности 20 млн экземпляров, из них 6,5 млн — второй альбом “Toxicity”. Отдельного упоминания заслуживает дуплет 2005 года — альбомы “Mezmerize” и “Hypnotize”. Между датами их выхода всего полгода, и при этом обе пластинки завоевали платину и взобрались на первое место в чарте Billboard. До System of a Down такое удавалось только The Beatles. Эти две группы вообще похожи: их роднит склонность к экспериментам и отсутствие боязни крупных форм.
Понять, где на альбоме System of a Down заканчивается одно произведение и начинается следующее, далеко не всегда просто. Каждая из песен словно сшита из ярких лоскутов, скоростные “металлические” пассажи чередуются с оперными ариями, расслабленным регги и фольклорными проигрышами, которые олицетворяют связь музыки System of a Down с культурой их народа. Жонглирование стилями у System of a Down сродни оживленной жестикуляции в разговоре, а склонность к излишнему оперному пафосу — той же породы, что и любовь к драгоценным металлам и хоровому пению в монастырях. Для молодых армян System of a Down — то же, что Шер для их родителей или Шарль Азнавур для их бабушек. Символ того, как “наши всех в очередной раз сделали”.
“Под System of a Down хорошо заниматься каким-нибудь тяжелым физическим трудом, например разгружать партию стройматериалов, купленных для ремонта, — писал Weekend об альбоме “Hypnotize”. — Работа будет спориться, и еще можно не материться почем зря — за вас это виртуозно сделают отличные американские парни Танкян, Малакян, Одаджян и Долмаян”.
В 2006 году, завоевав все возможные в музыке лавры, включая Grammy, System of a Down взяли бессрочный отпуск, пообещав исчезнуть минимум года на три. Отдыхая от товарищей по группе, Серж Танкян записал сольный альбом, доказав свою состоятельность индивидуальной творческой единицы четвертым местом в “Биллборде” и подтвердив ее выпуском оркестровой версии этого же материала. Второй сольник господина Танкяна прыгнул еще выше — на третье место. Его коллеги по группе сформировали проекты, записи которых показали более скромные результаты. Пауза в итоге продлилась пять лет, прежде всего потому, что у Сержа Танкяна слишком хорошо пошли сольные дела. Другой на его месте, вероятно, не спешил бы заморачиваться на тему воссоединения, но речь шла, во-первых, о соплеменниках, во-вторых, о парнях из его школы. И еще, наверное, о больших деньгах. System of a Down упорно подчеркивают тот факт, что в их планах нет совместного создания новых песен. И значит, сообщение на их официальном сайте, гласящее: “Мы просто отыграем эти шоу, потому что хотим снова выйти на сцену вместе и потому что этого хотите вы”, — следует понимать, как: “Мы просто отыграем эти шоу, потому что нам за это хорошо платят и потому что мы — армяне, как и вы”.
Борис Барабанов о концерте
System of a Down
(газета “Коммерсант”, 16.06.2011 г.)