При правлении президента Турции Реджепа Эрдогана турецкие школьные учебники, разработанные на основе светской доктрины, все чаще включают религиозные понятия. Как сообщает Новости Армении - NEWS.am, об этом пишет аналитик Джейма Дорс в своей статье для Eurasiareview на основе анализа 28 учебников.
Когда-то будучи моделью секуляризма с системой образования, которая учила эволюции, культурной открытости и терпимости по отношению к меньшинствам, в турецких учебных программах все чаще эти концепции заменяются понятиями джихада, мученичества, неоосманской империи и пантюркистского этнорелигиозного мировоззрения.
В отчете Института мониторинга мира и культурной терпимости в школьном образовании (Impact-se), израильской исследовательской группы и Общества Генри Джексона в Великобритании утверждается, что учебные программы Турции включают антиамериканские и антиармянские настроения, проявляют «симпатию к мотивам ИГИЛ и Аль-Каиды», сосредотачиваются исключительно на суннитских мусульманских учениях и заменяют факультативные предметы, такие как курдский язык, религиозными курсами.
Учебники продвигают такие концепции, как «доминирование тюркского мира» и турецкий или османский «идеал мирового порядка».
«Образование является главной опорой в усилиях президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по окутыванию страны плащом шариата… Министерство образования оказывает давление на граждан, чтобы они соответствовали консервативным исламским практикам в государственных школах», - отмечает турецкий ученый Сонер Чагатай.
Критики связывают эту тенденцию с исламистскими наклонностями Эрдогана и поддержкой Братьев-мусульман, которые нашли свой дом в Стамбуле после изгнания из Египта в 2013 году.
Мнение Эрдогана о себе как о главном защитнике исламских идей снискало ему значительный авторитет на улицах в различных странах с мусульманским большинством. Переориентация учебной программы Турции служит его цели воспитания «благочестивого поколения» дома, а также позиционированию Турции на международном уровне. Тем не менее, ссылки в турецких школьных учебниках на евреев и христиан как на неверных могут хорошо согласовываться с сегментами мусульманского общественного мнения, но ставят под сомнение его попытки снизить риторику и казаться более согласованными и конструктивными.