Эксклюзивное интервью Panorama.am с руководителем «Инициативы по предотвращению ксенофобии» Адибекян Армине.
- Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью опубликовала доклад о состоянии прав человека в Азербайджане и в частности прав и свобод национальных, этнических и религиозных меньшинств, а также о положении СМИ и свободы слова. Как вы оцениваете данный доклад?
- С одной стороны, в своем докладе по Азербайджану ЕКРН отмечает позитивные сдвиги в области принятия соответствующих законов и подзаконных актов, призванных защищать права таких уязвимых групп как религиозные и этнические меньшинства, мигранты, заключенные, военнослужащие, беженцы и лица без гражданства. Но с другой стороны, отмечается, что правовая база в отношении национальных и этнических меньшинств все еще слаба. Меньшинства продолжают сталкиваться с трудностями в доступе к преподаванию на своих родных языках и констатируют неблагоприятные последствия в рассмотрении дел, связанных с открытием и регистрацией объединений национальных меньшинств.
То есть, на бумаге приняты законы, по которым государство является гарантом защиты прав национальных меньшинств и толерантности в азербайджанском обществе, но на деле наблюдается тотальная, ангажированная со стороны государства дискриминационная и ксенофобская политика, которая находит свое выражение в словах и поведении первых лиц государства.
То же самое касается и религиозных общин, мигрантов, военнообязанных, беженцев и лиц без гражданства. С одной стороны, в статье 25 Конституции Азербайджана закреплен принцип равенства всех перед законом и судом и в соответствии с п. 3 этой статьи, государство гарантирует равенство прав и свобод, независимо от происхождения, религии и ориентации, а с другой стороны, мы наблюдаем снос суннитских мечетей для лезгин, арест литературы для талышей и закрытые двери армянской церкви для армян, проживающих в Баку по сей день, наличием или отсутствием которых власти Азербайджана спекулируют в зависимости от сиюминутной необходимости – если надо показать высокую степень толерантности, то они есть и их много, если речь идет об открытии церкви, газет и школ, то либо их нет, либо от их имени делаются заявления, якобы «они этого не желают сами», хотя ни один армянин или армянка до сих пор не высказались об этом открыто в прессе. Все эти противоречия отмечены в докладе в форме рекомендаций.
Еще один немаловажный аспект, на который хотелось бы обратить особое внимание. Власти Азербайджана, прекрасно понимая, что без реальных изменений в области защиты прав национальных меньшинств в стране, они столкнутся с проблемами в Совете Европы, но понимают также, что выполняя все требования ЕКРН, они встанут перед угрозой «парада самоидентификаций», с которыми в стране борются в довольно жесткой форме. И нашли весьма оригинальный выход из создавшейся «вилки», подменив одно меньшинство другим! Так, недавно, Курды Азербайджана обратились к Ильхаму Алиеву, сообщив, что курдам в Азербайджане грозит исчезновение как народа. Поэтому, необходимо создание для них школ, театров, фольклорных групп, проводить культурную пропаганду на телеканалах. Поскольку в этой стране ничего не делается без разрешения и санкции властей, нетрудно предположить, что власти искусственно создают «вымирающее меньшинство», которое срочно надо спасать, а те, кто действительно нуждаются в спасении - лишены права обращаться с подобным зовом к первому лицу государства. Это может очень дорого обойтись, как обратившемуся, так и к членам его семьи. И таким образом, защитив «исчезающее» меньшинство, которое, по сути таковым не является, с одной стороны, и перед Европой отчитались, и опасные тенденции в стране не получат своего развития, с другой.
- Отмечается, что с момента публикации предыдущего доклада положение СМИ почти не улучшилось. Можно ли считать давление властей Азербайджана на свободу слова и свободную прессу, ил контроль над СМИ в целом причиной ксенофобии и в особенности армянофобии? Насколько толерантны настроения по отношению к армянам в Азербайджане?
- По части свободы слова в докладе отмечается призыв к властям оказать воздействие на СМИ, без вмешательства в редакционную политику, чтобы те не способствовали нагнетанию атмосферы нетерпимости, враждебности и неприятия к членам какой-либо определенной группы. То есть Комиссия прекрасно осведомлена об этой привычке властей страны и, учитывая этот момент, нетрудно сделать вывод, что ксенофобская, в частности, антиармянская риторика на страницах азербайджанских СМИ - это прямой заказ властей страны.
Что касается толерантности в Азербайджане вообще, и к армянам в частности, то тут надо разделять декларирование и реальное положение вещей. В одном обществе делаются противоречащие друг другу заявления об армянах, которых разделяют на противопоставляемые друг другу группы. Так, например, они до сих пор не определились, кто лучше (или хуже) армяне из Армении, армяне из Арцаха или армяне, проживающие в Баку. К примеру, так называемый глава азербайджанкой общины Карабаха Б. Сафаров четко определяет симпатичную ему категорию армян Карабаха и готов распространять свою толерантность на нее. Но параллельно с этим азербайджанская пресса, цитируя первых лиц государства, экспертную и интеллектуальную элиту, изобилует «неполиткорректными» определениями в адрес тех же самых «полноправных граждан», используя, откровенно оскорбительные термины и обороты, угрозы, основываясь на тезисе «армяне сами во всем виноваты».
Другие заявляют о своей приверженности к распространению толерантности на «азербайджанских армян», то есть тех, которые до сих пор живут в Азербайджане, число которых, судя по докладу, колеблется от 700 до 30 000 человек и которых противопоставляют армянами из Армении и Нагорного Карабаха, где живут «оккупанты» и «сепаратисты».
С одной стороны признаком своей толерантности в Азербайджане считают проживание там армян, состоящих в смешанных браках, но с другой стороны Комиссия однозначно констатирует, что армяне там подвергаются риску и дискриминации в своей повседневной жизни и что менее 3% готовы официально заявить о своей этнической принадлежности. Ярким доказательством чего являются материалы в азербайджанской прессе об армянах, которые до сих пор не могут получить документы, сменить фамилию, чтобы наладить нормальную жизнь или хотя бы покинуть пределы Азербайджана.
Еще одним показательным моментом является тот факт, что любые события негативного свойства, происходящие в Азербайджане, связывают с армянами, проживающими в Азербайджане и за его пределами. Так, в связи с недавними попытками организовать оппозиционной молодежью «День гнева» в Баку, ректор Бакинского госуниверситета заявил, что «многие из них – армяне по происхождению, которые намереваются спровоцировать в стране беспорядки». Также можно отметить недавний скандал с директором одной из Бакинских школ, у которой нашли армянские корни по материнской линии, тогда пресса пестрила заголовками о "вопиющем инцеденте", в связи с которым со страниц оппозиционного издания «Pia.az» звучит вопрос «как можно доверить армянке воспитывать наших детей?!» (для сравнения, в Армении много лет живет и работает тренер-педагог азербайджанец Феликс Алиев, которому родители с удовольствием доверяют воспитание своих детей).
В Азербайджане также пользуется большой популярностью тезис «наша толерантность распространяется на всех, кроме армян, и в этом они виноваты сами». Даже относительно либеральные представители азербайджанской интеллектуальной элиты демонстрируют весьма своеобразное представление о толерантности и патриотизме. В частности, известный в Азербайджане конфликтолог Ариф Юнусов, рассказывая об азербайджанском герое, говорит буквально следующее: «Вахид Мусаев – ярый патриот Азербайджана, ненавидел армян и не любил русских, активно воевал на фронте». Вот сегодняшние критерии патриотизма, насаждаемые среди населения.
То есть речь идет не о самостоятельной редакционной политике СМИ, а о целенаправленной государственной политике поощряющей ксенофобию и армяноненавистничество. И поэтому в п. 50. своего доклада, ЕКРН рекомендует властям Азербайджана активизировать создание климата, где армяне бы не чувствовали себя под угрозой и призывает обеспечить адекватное реагирование на случаи разжигания ненависти к армянам.
Однако нельзя не отметить, что в докладе указывается «терпимое отношение к армянам» на уровне личностного общения (среди населения).
- В докладе несколько раз акцентируется внимание на том, что посредствам «особых» публикаций на тему карабахского вопроса формируется негативный имидж армян. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Безусловно, азербайджанская пропагандистская машина, с подачи властей формирует стереотип армянина, как «агрессора», «оккупанта», «убийцы», указывая, что причиной тому конфликт в Нагорном Карабахе. Однако они подменяют причинно-следственную связь, поскольку конфликт – не причина, а следствие многолетней политики деарменизации региона, с последующими, далеко идущими планами, что наглядно подтверждается риторикой первого лица государства, заявляющего в своих официальных речах о «принадлежности территории Республики Армения Азербайджану» и пр.
Выведя следствие в качестве причины, искажается картина и суть происходящего и на основании этого создается «образ врага, которого надо победить и от этой победы зависит благополучие рядовых граждан Азербайджана». Именно поэтому любая попытка представить армян хотя бы в нейтральном свете пресекается на корню. Примером тому может служить недавний запрет на фильм «Заложник» азербайджанского режиссера Эльдара Гулиева, где армянин представлен в положительном свете.
Более того, в докладе отмечается дискриминация граждан Азербайджана неармянской национальности, заподозренных в симпатиях или, хуже того, в связях с армянами и Арменией (нашумевший случай с голосованием граждан Азербайджана на «Евровидении» за Армению или признание МНБ о том, что все люди, подозреваемые в этом, находятся под постоянным наблюдением).
- В чем разница между советскими властями Азербайджана, провоцировавшими армянофобскую политику, которая привела к погромам армян в Сумгаите в 1988 г. и Баку 1990 г. и нынешним руководством независимого Азербайджана?
- Разница всего лишь в том, что в 88-м и 90-х имели место спонтанно спровоцированные акты насилия, они не готовились заранее, годами, тогда как сейчас ведется целенаправленная политика по подготовке убийц (открытие школ снайперов для домохозяек, которые считают что «во всем виноваты проклятые армяне», совершенно искренне готовы убивать, в надежде, что жить им от этого станет лучше).
Не думаю, что в 1987-м году какой-либо азербайджанец выразил бы готовность убить армянина, а сейчас мы наблюдаем не только готовность, но и жажду. Просто тогда убивали, на эмоциях, не понимая последствий, сейчас готовятся убивать, прекрасно осознавая это.
Другой вопрос, что преступление 88-го и 90-го гг. по отношению к армянскому населению Азербайджана не может быть оправдано никакой отговоркой о провокациях извне или спонтанно возникших.
- Какова Ваша оценка положения других этнических или религиозных меньшинств в Азербайджане?
- Как я уже отметила, в Азербайджане очень своеобразное понимание толерантности и лояльности к собственным гражданам, патриотизма и гражданской позиции «мы же вас терпим в своей стране», когда идет речь о талышах, лезгинах, аварах, цахурах, которые, по большому счету, лояльны к «их» стране и единственное их желание - продолжать быть талышами, лезгинами, аварцами, цахурами, пусть даже в «их стране» в качестве граждан оной – служить в армии, платить налоги, работать во благо и процветание Азербайджана. Однако, любая попытка заявить о себе и своей идентичности воспринимается как акт сепаратизма, предательства, продажности и, безусловно, наличии «примеси армянской крови». К месту будет вспомнить заключение, которое дало НАН Азербайджана в отношении книги Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» - «1. Все действующие общественные организации талышей – РНКА «Талыш» г. Москвы, «Талышский дом» (г.Химки), РОО «Талышская диаспора» и МФВТК являются сепаратистскими», их деятельность фактически направлена против азербайджанской государственности. Эти организации занимаются серийным выпуском книг про талышей, 2. Изъятая органами таможни Азербайджана книга Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» способствует росту сепаратистских настроений и этнического противостояния в Южном регионе, 3. В указанной книге первичные источники искажены, история сефевидских тюрков, их роль искажена. Ленкоранский хан, в противовес исторической правде, представлен как талышский хан, 4. Книга Х.Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» преследует цель сеять раздор внутри сплотившегося вокруг азербайджанской государственности населения южного региона раздор и может привести к повторению событий 1993 года, 5. Книга Х. Ахмади «Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг.» представляет серьезную опасность национальным интересам Азербайджана».
ЕКРН, тем не менее, констатируя дискриминацию этнических меньшинств внутри Азербайджана, пишет, что в антидискриминационном законодательстве, положения УК, предназначенные для защиты прав национальных меньшинств, против разжигания межнациональной розни в Азербайджане используются против самих представителей национальных меньшинств и журналистов, которые выражают свою точку зрения.
Далее, в докладе отмечается непоследовательность властей Азербайджана в вопросе подготовки принятия закона о правах национальных меньшинств, обязательство по принятию в течение трех лет которого было взято Азербайджаном на себя еще в январе 2004-го года, при вступлении Совет Европы. С тех пор прошло 7 лет.
Помимо этого, Азербайджан категорически отказывается, а ЕКРН настоятельно рекомендует, ратифицировать Протокол № 12 к Европейской Конвенции о правах человека (ЕКПЧ), предусматривающей общий запрет на любой вид дискриминации, а также Европейскую Хартию Региональных Языков. Дело в том, что на основании этих двух документов Азербайджану придется не только признавать за гражданами право на свой идентитет, но и за счет государственных средств развивать язык, издавать учебники, открывать школы и факультеты в вузах, развивать фольклор и, главное, признавать его за ними, восстанавливать и признавать за ними культурное наследие национальных меньшинств, которое сегодня находятся под «тюркской принадлежностью», что совершенно не входит в планы властей Азербайджана, то есть способствовать пробуждению национального самосознания, которое они пытаются «усыпить», если не «убить», на протяжении последних десятилетий.
Хотя, следует отметить, что видимость деятельности создается. Как отмечается в Докладе: «по заявлению властей, некоторые положения Европейской Хартии Региональных языков уже частично реализуются, но для этого потребуется изыскание человеческих и финансовых и ресурсов» - речь идет о русскоязычных и грузиноязычных школах в Баку. Кстати, примечательно, что грузинские школы открыты не в местах компактного проживания ингилойцев – этнических грузин, а в Баку, по всей видимости, для детей работников посольств, совместных грузино-азербайджанских предприятий и пр. Что же касается «изыскания дополнительных финансовых и человеческих ресурсов» - то, на мой взгляд, это отговорка, совершенно очевидная для ЕК.
То же самое касается ратификации Протокола № 12 к ЕКПЧ и дополнительного Протокола о киберпреступности, касающейся криминализации актов расистского ксенофобского характера, совершенных через компьютерные системы. Однако, это также противоречит реальной политике существующей сегодня в Азербайджане и поэтому, ратификация данных протоколов – подписание приговора самим себе. Напомню, что факты взлома армянских и не только армянских сайтов с гордостью освещаются в СМИ и находят одобрение со стороны интернет-публики, которой адресованы эти сообщения, а также находят поддержку и финансирование со стороны официальных лиц государства. Призыв взломать армянские сайты на страницах азербайджанской прессы также нормальное, публично одобряемое и приветствуемое явление.
- Каково на сегодняшний день положение азербайджанцев, уехавшим из Карабаха? Пользуются ли они международной гуманитарной помощью и какая государственная политика осуществляется по отношению к ним?
- В своем докладе, ЕКРН констатирует трудности, с которыми сталкиваются беженцы и лица без гражданства, длительное время проживающие на территории Азербайджана, при получении документов и с доступом к другим правам, прямо зависящим от наличия этих документов.
Красной строкой вновь отмечается несоответствие принятых законов и взятых на себя обязательств по отношению к беженцам и их практическим применением. Это выражается в рекомендации «предпринять шаги для обеспечения выполнения Закона о статусе беженцев и вынужденных переселенцев должным образом» и что «беженцы сталкиваются с административными препятствиями при попытке реализовать свои права». Причем, это касается всех сфер жизнедеятельности, от регистрации по месту жительства и регистрации рожденных детей, до получения медицинской помощи и возможности устроиться на работу.
Из азербайджанской прессы, мы знаем, что некоторые беженцы, проживающие в приграничных с НКР районах, просто находятся на грани выживания. По их признанию, они смотрят на освещенные электрифицированные села «на той стороне», а живут в маленьких домишках, построенных из сырого кирпича, лишены доступного медицинского обслуживания, возможности получения достойного образования, топят дрова и мечтают о нефти и газе.
Но на бумаге и стройка идет, и дома возводятся и законы принимаются, но в реальной жизни доля беженцев совсем незавидная.
Что касается отношения властей страны к беженцам, то оно также дуалистично: с одной стороны напоказ демонстрируется кипучая деятельность по налаживанию их жизни (это рассчитано для европейский комиссий и доноров), а с другой людей держат, что называется «в черном теле», чтобы накапливать ненависть по отношению к внешнему врагу (армяне виноваты) на случай войны и чтобы, при необходимости, они с радостью переселились, «куда надо» - в НКР и в Армению. Об этом совершенно недвусмысленно высказался глава Комиссии по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов, заявив, что, «хотя мы не считаем эти земли территорией независимого Азербайджана, мы будем претендовать на проживание там наших соотечественников».
Panorama.am