Когда в самом начале этого столетия в свет вышел четвертый по счету роман Умберто Эко “Баудолино”, многие поклонники творчества этого замечательного писателя были разочарованы. Книгу называли излишне сказочной, стиль изложения — слишком простым для Эко.
Повествование ведется от имени выходца из итальянской провинции Баудолино, которого усыновил сам император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1152-1190) и которому удалось поучаствовать почти во всех значимых событиях, происходивших в Европе и на Ближнем Востоке в XII веке. “Баудолино” не повторил успеха знаменитой книги Эко “Имя Розы”, тем не менее, причудливо переплетая исторические факты и вымысел, писатель создал произведение гармоничное и целостное, с глубоким подтекстом и интереснейшим сюжетом. Одна из глав романа называется “Баудолино в третьем крестовом походе”. В ней речь идет о намерении императора германского Фридриха Барбароссы принять участие в третьем по счету крестовом походе (1189-1192) и его загадочной смерти в армянской Киликии в 1190 году.
Согласно историческим источникам и роману, Фридрих выступил в поход со своей армией в 1189 году, предоставив сыну своему Генриху управление государством во время своего отсутствия. Путь германских крестоносцев лежал поначалу через славянские земли, и повсюду этой грозной армии во главе с могущественным Барбароссой оказывали почет и уважение, предоставляли свободный проход, проводников и провиант. Однако, подойдя к границам Византийской империи, германцы неожиданно встретили сопротивление. Император Византии Исаак II Ангел отказался пропускать крестоносцев через свои владения. Более того, он приказал бросить послов Барбароссы в темницу, что являлось неслыханной дерзостью. Но вскоре Исаак изменил свое отношение. Существует несколько исторических версий того, почему смирились византийцы. Одну из них Умберто Эко посчитал наиболее вероятной.
Баудолино: “Тем не менее, когда мы вступили в Филиппополь, василевс (Исаак II — авт.) заговорил по-другому. Все оттого, что там мы провели переговоры с армянами.
— Армяне приняли вас по-братски. Они такие же раскольники, как и вы. Не почитают святые иконы. Служат на опресноках.
— Значит, правые христиане. К нам они сразу же обратились от имени своего князя Льва (Левон II Рубинян — авт.), гарантируя безопасный и свободный проход по армянским владениям”.
Ближний Восток тогда характеризовался религиозной и этнической пестротой и существованием множества политических образований, между которыми существовала этнически и конфессионально окрашенная бытовая неприязнь. Но были и глубокие линии противостояния. Армяне и франки (европейцы) всегда объединялись, когда речь шла о совместной борьбе с византийцами. Греки испугались союза германцев и армян, который мог обернуться против них, и предоставили Барбароссе проход в Малую Азию.
По свидетельству летописцев, через тюркские территории Малой Азии императорскую армию провел проводник-армянин. Упоминания о нем в летописной хронике крайне скудные. Эко развил и углубил этот образ, наделил яркой индивидуальностью. Так появился Махитар Ардзруни (Мхитар Арцруни) — представитель славного рода Арцруни и один из самых незаурядных героев романа.
Фридрих ступил на землю дружественного армянского государства Киликия летом 1190 года. Случилось это в период правления Левона II из рода Рубинянов, сумевшего привести страну к наивысшему ее расцвету. Согласно роману, в Киликии Барбаросса остановился на ночлег в замке Даджиг — родовом имении Махитара Ардзруни. Эко подробно описывает замок Ардзруни, оснащенный передовыми технологиями, аналоги которым появились лишь в XIII-XIV веках. Ардзруни сумел создать еще неизвестные в XII веке гидравлические механизмы, открыл, как использовать энергию солнца, опытным путем пришел к созданию вакуума, изобрел даже некую имитацию телефона. Для европейцев, только начинавших преодолевать период варварства, замок представлялся настоящим чудом. Позже Махитар Ардзруни присоединится к Баудолино и его друзьям и в качестве проводника отправится с ними в Иерусалим. Этот персонаж является интеллектуальным рупором романа, одним из тех мощных умов, которые встречаются в каждой эпохе и двигают время вперед.
Барбаросса провел в замке Даджиг ночь с 9 на 10 июня. Историческая версия его смерти состоит в том, что Фридрих утонул 10 июня при переправе через киликийскую реку Селиф (Гексу). Эта нелепая смерть показалась странной как современникам, так и историкам: Барбаросса был отличный пловец, а река Селиф не отличалась бурным течением. Умберто Эко предложил свой сценарий событий. В романе Фридрих умирает, задохнувшись выхлопами горящей нефти, которой Ардзруни полил дрова в очаге, чтобы они лучше горели. Всеведущий Ардзруни знал о горючих свойствах нефти, но не догадывался о вреде ядовитых выхлопов. Обнаружив бездыханное тело Барбароссы, охранявшие его спутники, в числе которых был Баудолино, поняли, что сын императора казнит их, и придумали аферу, в результате которой все решили, что Барбаросса утонул во время утреннего купания.
В Третьем крестовом походе приняли участие, помимо Барбароссы, трое самых могущественных европейских монархов, но армия прекрасного тактика и опытнейшего политика Фридриха по праву считалась самой боеспособной и хорошо оснащенной. Лидер мусульман Саладин осознавал истинную силу и значение Фридриха и со страхом ожидал его прибытия. Но неожиданная смерть Барбароссы уничтожила все надежды крестоносцев. Большая часть германцев отказалась от продолжения похода и вернулась в Европу, малая часть смешалась с остальными христианскими отрядами, но не сыграла важную роль в крестовом походе.
Саладин не сдал Иерусалим, и европейцы, заключив постыдный для их чести мир, отступили. Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой христианской страной, присутствующей на Ближнем Востоке.
Ева КАЗАРЯН, "Новое время"