В интервью с азербайджанским информационным агентством «1ньюз.aз» грузинский деятель Бондо Арвеладзе, называющий себя «арменологом», сказал: «Сегодня армяне уже заявляют, что они являются потомками урартйцев, а Урарту называют древней Арменией, но это далеко не так». Он также назвал грузинскими памятниками церкви Тайка, а армянские церкви, находящиеся в НКР, объявил «албанскими».
На самом деле, это является калькой азербайджанской пропаганды, поскольку принадлежность церквей НКР армянской культуре и Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) подтверждается любым неангажированным исследователем. Что касается армянских церквей Тайка, то они являются халкедонитскими, то есть православными, но построили их армянские зодчие, а сам регион оставался армянонаселенным, хоть и эти армяне были обращены в православие. Историческая армянская провинция Тайк охватывает сегодняшние вилайеты Артвин, Ардаган и частично Карс.
Факт многочисленных упоминаний иностранными нейтральными исследователями об армянском происхождении ряда храмов в Тбилиси «эксперт» объясняет армянским заговором. «Вспомним хотя бы француза Кутуля или других европейских путешественников и ученых XIX века, которых армяне убеждали писать всякие небылицы про Грузию и грузин. Их так много, что перечислить всех невозможно, у нас не хватит бумаги». Естественно, подобные заговоры не имели места, а для того, чтобы перечислить имена исследователей армянской архитектуры, бумаги действительно может не хватить.
Отметим, что Бондо Арвеладзе является также автором изданной в 1996 году книги «Армянские или Грузинские церкви в Грузии?!», где проводит попытки ревизии истории основания тех или иных армянских храмов на территории современной Грузии, к примеру, церквей Норашен, Сурб-Ншан и др. Сам же он называет их Сурп-Нишан и Нор-Ашен, объявляя их грузинскими. В качестве документов он ссылается на диалоги 89 и 93-летних старцев, которые говорят, что «раньше эти церкви были грузинскими», что, естественно, не может подтверждаться историческими данными.
Aysor.am