Типичный южный дом с прохладным внутренним двориком и деревянной лестницей. Редкий гость из зарубежья минует двери этого гостеприимного и удивительно уютного очага. Здесь все пропитано духом великого Сергея Параджанова. Книга почетных гостей, оформленная в параджановском стиле, хранит автографы и слова благодарности многих политических деятелей, кинематографистов, художников, писателей.
А все начиналось в 1988 году после первой выставки работ Параджанова в ереванском Музее народного творчества Армении. Тогда было приобретено 40 работ и выделено соответствующее помещение - два строящихся здания в столичном этнографическом квартале "Дзорагюх" под музей и дом для Сергея Параджанова. Землетрясение 1988 года задержало строительство, и музей был открыт в 1991 году. Руководит им Завен Саркисян - искушенный в этом деле профессионал, музейщик с 20-летним стажем, замечательный фотохудожник, автор сотен работ, вошедших в престижные отечественные и зарубежные альбомы. Мы беседуем с Завеном Саркисяном в его красивом кабинете.
- Завен Андраникович, вы являетесь основателем этого музея. А с чего и как все начиналось?
- 20 лет пролетели как миг. Это были сложные и прекрасные годы становления музея. Сегодня уже трудно представить Ереван без музея Параджанова. Его мир, его эстетика прочно связаны с нашим городом. Создавать музеи трудно, но это очень благодарное дело. Идея музея принадлежит самому Сергею Иосифовичу. Об этом он говорил еще в 1986 году. По сути я его создал сам. Но без помощи друзей и единомышленников осуществить эту замечательную идею, конечно же, было бы трудно. Это в первую очередь Карен Серобович Демирчян. В марте 1988 года буквально за один день он решил вопрос о строительстве музея. Невозможно не вспомнить и тогдашнего министра культуры Юрия Мелик-Оганджаняна, Алексана Матвеевича Киракосяна. Непременно хочу отметить также Левона Абрамяна, Карена Микаеляна, Юрия Мечетова, Шаэна Хачатряна, Гарегина Закояна.
- А как вы познакомились с Сергеем Параджановым?
- Это было в 1978 году. Освобожденный из тюрьмы великий режиссер приехал в Ереван. По приглашению друзей я пришел к нему в гостиницу. Потом мы вместе были в Гегарде, где я увидел его с крестом кровью барашка на лбу. Попросил разрешения сфотографировать. Получился один из лучших портретов. Потом, когда поехал в Тбилиси, показал ему эти фотографии. Так и подружились. Он был очень неординарным, невероятно талантливым и обаятельным человеком.
- Сергей Иосифович не успел увидеть музей...
- С января 1988 года все экспонаты будущего музея были в Ереване. Но это был очень тяжелый год. Землетрясение остановило строительные работы. Параджанов очень переживал, потому что мечтал войти в свой дом и сам оформить его. В это время обнаружилась его болезнь. Он снимал фильм "Исповедь". На второй день съемок ему стало плохо, и он попал в больницу. Фильм он так и не завершил. В марте 1990 года строительство музея возобновилось. Параджанов в это время лежал в больнице недалеко от будущего дома. Он два раза приходил и наблюдал за ходом строительства, но, увы, не дожил до окончания работ.
Основу экспонатов составляют более 600 работ Параджанова, большая часть которых экспонировалась на двух выставках в Музее народного искусства в 1988 и 1989 годах в Ереване, а также обстановка тбилисского дома. В фондах музея - обширная переписка режиссера: письма Лили Брик, Андрея Тарковского, Юрия Никулина, Василия Катаняна, Федерико Феллини. Экспозицию музея составляют более 250 произведений. Это в первую очередь ассамбляжи, плоские и объемные коллажи, рисунки, куклы, эскизы к кинофильмам - своеобразная реакция автора на жизнь и события, его пластическое восприятие мира. Много у нас документов и фотографий. Воссозданы две мемориальные комнаты.
- Вы проводите выставки в разных странах...
- За эти годы сделали около 60 выставок по всему миру. Будущие поколения должны знать, кем был Параджанов. Я и Левон Абрамян издали два альбома с комментариями к его гениальным коллажам. Нам очень помог тбилисский фотограф, большой друг Параджанова Юрий Мечетов. Совместно с армянской фильмотекой мы издали все его письма из тюрьмы, затем уже сам музей издал письма, написанные в зону.
- Завен Андраникович, а сегодня коллекция музея пополняется?
- Еще при жизни Параджанова, в 1990 году, когда стало ясно, что в Ереване будет музей, я уже начал собирать параджановские работы. У супруги Сергея Иосифовича - Светланы хранились все его тюремные письма. 5 эскизов мастера я приобрел у вдовы Сурена Шахбазяна в Киеве, о существовании которых никто не знал. Много вещей дарили и дарят музею друзья, знакомые и приятели режиссера. Когда я был в Венеции, ко мне подошла женщина и отдала на хранение коллаж, подаренный ей мастером. Есть люди, которым трудно расставаться с этими реликвиями. В этом случае я делаю копии.
- Музей Параджанова нуждается в расширении. Какой выход из этого положения вы видите?
- Музей должен быть расширен, мы нуждаемся в кинозале, в новых комнатах. Буквально рядом со зданием музея есть дом. В свое время (в период правления Левона Тер-Петросяна) он был продан частному лицу. Если найдется меценат, который выкупит этот дом и подарит его музею, то мы сможем расширить его. Это было бы замечательно.
- А какие мероприятия планируются в связи с 20-летием музея?
- Мы перенесли их на осень. Хотим пригласить супругу Параджанова - Светлану, его друзей и близких. Но это связано с финансами. Посмотрим, как получится.
Тигран МИРЗОЯН, "Голос Армении"