Святой отец Всеволод Чаплин в передаче "Земля и люди" на телеканале "Мир" сказал 12 июля 2011г. следующее: "Есть народы, которые любят чувствовать себя жертвами. Это сербы и армяне, при всем моем уважении к интеллектуальному и творческому потенциалу армян".
Ну что ж, таков взгляд на нас благожелательного и умного человека, и в этом надо разобраться. Что мы любим ныть по поводу своего действительно тяжелого прошлого и не менее тяжелого настоящего - с этим не поспоришь. Значит, мы ноем по поводу всего этого чуть чрезмерней, чем следовало бы, раз это бросается в глаза стороннему, пусть и благожелательному наблюдателю. Тем более что недоброжелательных куда как больше.
ВЫВОД НАПРАШИВАЕТСЯ ОДИН: СДЕРЖАННЕЕ НАДО БЫТЬ. Это не легко, но этому нужно научиться. Надо уметь видеть себя со стороны.
Конечно, нас и сербов могло бы извинить то, что в нашей самоидентификации себя с жертвой все-таки заключена правда, что знак геополитической невыносимости все-таки повис (и давно) над нашими головами, но все равно жертва ты или не жертва, надо уметь быть сдержанным, мужественным, стойким. Более того, все свои беды надо решать самим, надеяться только на себя. Для малых, стиснутых со всех сторон народов это трудно, кто спорит. Но силу надо вырабатывать только в себе, не ожидая что-то извне, тем более что извне может прийти что-то не то или не совсем то.
Вслушиваясь в благожелательные слова Отца Всеволода Чаплина, я не могла не задуматься над тем, что какая-то нестыковка между этим положением жертвы и реальностью все же есть. Ведь и сербы, и армяне - это мужественные народы, отменные вояки. Единственные во всей Европе, кого не смог завоевать Гитлер, были как раз сербы (в Англию он просто не посмел пойти). А турецкий полководец Веиб-паша в 1918 году назвал армян "лучшими воинами на свете". Да и разве недавнее взятие Шуши не продемонстрировало то же самое? Но вот поди же ты, протест против выдачи Младича Гаагскому трибуналу был до странности жидковат. И при этом и у сербов, и у армян вечный молящий взор и надежда на Россию. "Русские братушки" - говорят сербы. Слово-то какое сердечное - братушки. Увы, в 1998 году Ельцин не встал на защиту вековых братьев, сдал их американскому бомбовому натиску. Да и Гаага оказалась более благосклонной к албанцам, чем к несчастным сербам, наплевав даже на то, что албанцы извлекали органы у пленных сербов и что к этому был причастен президент сегодняшней Албании Хашим Тачи. Ну что тут скажешь! Жертве вложили в рот кляп, да еще и устыдили ее известным "Что ты ржешь, мой конь ретивый?" А конь потому и ржал, что чуял неладное. И прежде всего в стане славян (с НАТО, как говорится, взятки гладки).
Считаются только с сильными. Значит, надо стиснуть зубы и стать сильнее. И даже извлечь из бед пользу. И упования отложить до лучших времен. Лучше - навсегда. Пусть жертва трижды права, пусть упования ее святы. Но стойкость, идущая изнутри, еще более свята. Так что, славяне и армяне, по духу мы навеки братушки. А вот небратушек уж больно много развелось. Отпор будем вырабатывать сами. И если сетовать, то только в собственную подушку. А выходя по утру с плугом из дома, сумеем, как и всегда, мгновенно превратить этот плуг в меч, как сказал в "Авесте" арийский пророк.
Нелли СААКЯН, "Голос Армении"