В нынешнем году исполняется 120 лет со дня рождения видного деятеля Бакинской и Туркестанской епархии Армянской Апостольской Церкви Варткеса Бахшиевича ГРИГОРЯНА. Бакинцы старшего поколения наверняка помнят его либо слышали о пастыре от верующих родителей.
Тер Варткес (в миру Андрей) Григорян родился в семье священника в 1891 году в городе Шемахе, бывшем в то время центром древней армянской общины, ее духовной культуры. Шемахинская губерния Российской империи была образована в декабре 1846 года. После разрушительного землетрясения в мае 1859 года город пришел в упадок, губернские учреждения были переведены в Баку, а губерния переименована в Бакинскую.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ БУДУЩЕГО СВЯЩЕННИКА ПРОШЛИ В ШЕМАХЕ. Большое влияние на юношу оказали отец и другие представители духовенства - глава Шемахинской епархии ААЦ епископ Епрем Сукиасян, архиепископ Анания, вставший на защиту бакинских армян во время погромов 1905 года. Своими многочисленными научными трудами (на армянском и немецком языках) приобрел европейскую известность глава Шемахинской епархии с 1914 года арменовед, теолог и философ, епископ Карапет Тер-Мкртчян. Вот какие учителя были у Варткеса Григоряна, принявшего духовный сан в 1916 году и получившего место священника в церкви Св.Фадея и Варфоломея (Будаговской) в центре Баку. Ее строительство было завершено в 1911 году. Расположенный на пересечении улиц Армянской (М.Горького, М.Ибрагимова) и Будаговской (лейтенанта Шмидта, Р.Бейбутова), собор, по свидетельству современников, был одним из красивейших зданий Баку. Белый камень, свет, падающий в собор через разноцветные витражные окна, величавые линии архитектора Ованеса Каджазнуни (Игитханяна) - все это придавало церкви особую прелесть. Молодой священник с женой Шогакат поселился в доме на 1-й Кантапинской (Свердловской) за Сабунчинским вокзалом.
Неспокойно было в предреволюционном Баку. Священник тер Варткес не ограничивал свое общение с прихожанами богослужением в храме. Он был наставником и в повседневной жизни, снискав любовь и уважение верующих. С середины 20-х годов Советская власть взяла курс на ликвидацию церквей. Началась кампания по изъятию церковных ценностей, преследованию представителей духовенства. В Баку постепенно снесли все армянские церкви, уцелел лишь храм Григора Лусаворича, построенный в самом центре на Парапете (ныне пл.Фонтанов). В начале 30-х был разобран собор Св.Фадея и Варфоломея, а на его фундаменте возвели здание консерватории. Собор разрушали три года - был построен на славу. Пришлось взрывать. Вместе с имуществом собора была конфискована и квартира тер Варткеса, в семье которого было 5 детей.
ОБОСНОВАВШИСЬ В АРМЕНИКЕНДЕ НА 10-й НАГОРНОЙ, ТЕР ВАРТКЕС ПРИНЯЛСЯ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, организовал гончарный цех. Началась война, троих сыновей призвали в армию. В эти тяжелые годы верный своему долгу священник помогал людям добрым словом, советом, утешал получивших похоронку.
В середине войны в ходе переговоров с союзниками по поводу открытия второго фронта Сталин понял, что послабления в вопросах религии помогут делу. В Азербайджане в русле изменившегося повсеместно курса властей 1-й секретарь ЦК КП республики Мир Джафар Багиров предложил Варткесу Григоряну принять участие в возрождении армянской церкви. После некоторых колебаний священник дал согласие.
Благодаря настойчивым усилиям тер Варткеса стала восстанавливаться былая слава и престиж Армянской церкви. Причем не только в Азербайджане, но и в Средней Азии. Священник много ездил по епархии, выступал с проповедями в открывшемся храме Григора Лусаворича в Баку, который действовал вплоть до 1989 года, до сожжения. Бакинского пастыря высоко ценил Католикос Геворг VI. Тер Варткес рано ушел из жизни - в 1953 году. Его похоронили у входа в армянское кладбище в Баку, разрушенное впоследствии современными вандалами.
В апреле 2010 года Католикос Гарегин II в рамках саммита духовных лидеров в Баку посетил храм Лусаворича, превращенный в книгохранилище. Под сводами церкви, где так часто звучали проповеди тер Варткеса и других армянских священников, вновь прозвучала армянская молитва. Католикос выразил надежду, что по Божьему благословению церковь когда-нибудь вновь откроет двери перед верующими, продолжит свою миссию.
Юрий БАГДАСАРЯН, "Голос Армении"