Знаменитый замок Претцель в Бранденбурге считается одной из достопримечательностей Германии и самым интересным сооружением этой части страны. Созданный около 300 лет назад известным скульптором и архитектором прусского барокко Андреасом Шлютером, этот чудесный архитектурно-исторический ансамбль и сегодня покоряет всех своей красотой и окружающей природой. Огромный лесной массив, сказочное озеро, барочный сад, утопающая в зелени поляна - в этой атмосфере красоты и покоя совсем недавно собрались участники Международного фестиваля классической музыки им. Комитаса.
ИМЯ ВЕЛИКОГО КОМИТАСА НА АФИШАХ ВПЕРВЫЕ ПРОВОДИМОГО В ГЕРМАНИИ ФЕСТИВАЛЯ ПОЯВИЛОСЬ НЕ СЛУЧАЙНО. Около четырех лет назад жители Германии, братья-предприниматели Ваграм и Арам Екавяны, приобрели с аукциона замок Претцель и поставили перед собой цель превратить его в активный центр туризма и культуры с особым акцентом на армянское искусство. Кроме того, как известно, Германия сыграла большую роль в жизни Комитаса: студенческие годы будущего композитора прошли в Берлинском университете им.Фридриха Вильгельма (ныне им.Фридриха Гумбольдта), где он учился у таких именитых профессоров, как Ричард Шмидт и Оскар Флайшнер, и где занялся расшифровкой и декодированием древних нотных записей.
В то же время посвящение фестиваля Комитасу вовсе не означало, что в эти дни в Претцеле будет звучать только музыка Вардапета. По словам организаторов, фестиваль должен был вылиться в праздник музыкального искусства Армении, прошлого и настоящего, традиционно армянского, уходящего корнями к творчеству Комитаса, и мирового, звучащего сегодня в исполнении ведущих классических музыкантов нашей страны и зарубежья. Среди обязательных условий, безусловно, значилось представление участниками фестиваля одного произведения Комитаса и одного произведения современного армянского композитора, а дальше - произвольная программа по выбору самих музыкантов.
Итак, первый Международный фестиваль классической музыки им.Комитаса, спонсируемый братьями Екавянами, состоялся в Германии 5-7 августа и привлек к участию лучших музыкантов Армении, Германии и других стран. Солисты, ансамбли, оркестры ежедневно собирались на красочной поляне перед замком Претцель, где специально для фестиваля был сооружен концертный городок со сценой и зрительным залом под открытым небом Бранденбурга. Еще один зал приветствовал музыкантов и их слушателей под крышей старинного замка. Армения была представлена солидной музыкальной делегацией. В ее составе - известная армянская пианистка Марина Абрамян, знаменитый дирижер Ованнес Чекиджян, кстати, оказавший неоценимую поддержку работе жюри, композитор Роберт Амирханян, хор монастырского комплекса Гегард под руководством Мгера Навояна, певица и исполнительница традиционной и духовной музыки Анна Маилян, выпускница Ереванской государственной консерватории им.Комитаса Эва Восканян и другие.
НА ФЕСТИВАЛЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЛИЦЕ проживающих ныне в Германии талантливого скрипача Николая Мадояна и сопрано Арпине Оганян, президента Фонда памяти Арно Бабаджаняна и сына выдающегося армянского композитора Ара Бабаджаняна и других. Среди зарубежных участников – знаменитый Симфонический оркестр Штеттинской филармонии, видный композитор и дирижер Томас Бухгольц (Германия), известный российский пианист и дирижер Георгий Аверин, популярный немецкий певец-баритон эстонец Урмас Певгонен.
Торжественная церемония открытия фестиваля собрала не только любителей армянской классической музыки и почитателей творчества Комитаса. Среди присутствующих были и руководители региона Рудольф Шлецхауэр, Олаф Каупат, депутат Бундестага Ганс Георг фон дер Марвиц, посол РА в Берлине Армен Мартиросян и другие официальные лица. Культурное событие освятил архиепископ Гарегин Бекчян. Музыкальную часть фестиваля открыла молодая талантливая пианистка и певица Эва Восканян: песня Комитаса "Дле яман" в ее оригинальной обработке и исполнении разнеслась по всей территории замка, заявив о рождении на немецкой земле нового фестиваля с армянским акцентом. Кстати, это была не единственная песня Комитаса, представленная Эвой в собственной интерпретации: юная исполнительница подготовила для фестиваля цикл авторских обработок сочинений Вардапета. Вечер первого дня завершила пианистка Марина Абрамян, исполнившая знаменитый "Ноктюрн" Арно Бабаджаняна в сопровождении Штеттинского оркестра под руководством Томаса Бухгольца. Это выступление, приуроченное к 90-летнему юбилею композитора и обрамленное праздничным световым фейерверком, было принято зрителями шквалом аплодисментов.
В течение трех дней с немецкой сцены звучала музыка, которой живет и дышит творческая элита нашей страны. Произведения Комитаса, Армена Тиграняна, Арно Бабаджаняна, Эдуарда Мирзояна и других армянских авторов для одной части публики были настоящим открытием армянской композиторской школы и музыкального искусства, а для иной – очередной встречей с творчеством талантливых армянских композиторов. Свои сочинения в собственном исполнении представил публике и Роберт Амирханян. Гости фестиваля с большим интересом слушали и популярные произведения П.Чайковского, Л.Бетховена, Ж.Бизе и т.д.
КРОМЕ КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ В ДНИ ФЕСТИВАЛЯ ПРОШЛИ ВЫСТАВКИ художников Алика Авакяна (Германия), Левона Лазарева (Россия, Москва), а также презентация художественного творчества армянских детей - коллекцию детских рисунков представила куратор Маргарита Татевосян. Любители элитарного кино получили возможность посмотреть фильм армянского режиссера Вигена Чалдраняна "Жрица".
Первый Международный фестиваль классической музыки им.Комитаса в замке Претцель был приурочен и к предстоящему празднованию 20-летия независимости Республики Армения. Для организаторов фестиваля это не только носило символический характер, но и свидетельствовало о плодотворных взаимоотношениях Армении и Германии на культурной арене, о налаженном обмене достижениями в сфере музыки и его возможном продолжении на новом уровне. Успех фестиваля отметили такие немецкие газеты, как "Бульвар Баден", "Берлинер Курьер", "Меркише Одер Цайтунг" и другие. Пресса констатировала удавшуюся попытку способствовать популяризации армянской классической музыки в Германии и то, что сценические площадки замка Претцель дали возможность проявить себя не только состоявшимся, но и молодым музыкантам. "Немецкой публике был также представлен Комитас во всей полноте своего творчества и жизни, некоторые страницы которой тесно связаны с Германией" - писали журналисты. По мнению же армянских и немецких организаторов события, среди плюсов фестиваля – привлечение к участию в нем и музыкантов-армян, живущих и работающих сегодня за пределами исторической родины.
Добавим, что в рамках фестиваля были предусмотрены премии за лучшее исполнение произведений Комитаса, специальная премия за оригинальное исполнение и интерпретацию сочинений Вардапета, а также другие призы.
Магдалина ЗАТИКЯН, "Голос Армении"