Страсть бежать впереди паровоза — занятие хоть и чреватое интересными последствиями, но вполне невинное, ежели ему предаётся лицо частное. Когда же зуд подобного забега обуревает облечённого какой-никакой властью, взору машиниста предстаёт целая когорта впередибегущих — этакая вытянутая в цепочку вертикаль. То ли климат подсуетился, то ли какие исторические традиции сработали, только уж так сложилось, что Ростовская область вполне может претендовать на роль лидера подобных забав.
Из недавнего: как известно, всеобщая поруха нравов года два-три назад побудила учреждение с зубодробительным именем Минобрнауки озаботиться специальным предметом, долженствующим обратить молодое поколение на путь истинный. Предмет получил вдохновляюще безразмерное название «Основы религиозных культур и светской этики» и рекомендовался для экспериментальной апробации в 19 регионах. Ростовская область в их перечне триумфально отсутствовала, ибо Юг там был представлен Карачаево-Черкесией, Ставропольским краем, Чечнёй и Калмыкией. При этом сам предмет складывается из шести модулей — православие, буддизм, иудаизм, магометанство, основы мировых религий и светская этика, выбор же между ними вершится на добровольной основе.
Итак, паровоз был собран и обкатан, сроком же его выхода на все колеи отчизны поименован 2012 год. Но Ростовская область начала забег, не дожидаясь выхода машины из депо: уже в 2009-м школы Дона во всё более массовом порядке стали включать в план изучение курса «Основы православной культуры».
Остановимся и подумаем. Регион испокон веку был и остаётся многонациональным. Сама его нынешняя столица возникла в результате слияния двух городов, бульшим из которых была Нахичевань. Ещё при матушке Екатерине Дон стал местом проживания крупнейшей армянской диаспоры. Вот уж, кстати, кому не повезло, так это приверженцам армянской апостольской церкви: их вероисповедание, видимо, вошло — вместе с католиками и протестантами — в курс мировых религий, не заслужив отдельного места. Согласно областному закону за 441-м нумером от 15 июня 2010 года, в области изучается, как и во всей стране, тот самый шестимодульный курс по основам религиозных культур и т.д. Но при этом тогдашний донской министр образования Игорь Гуськов в своём интервью (декабрь прошлого года) преспокойно заявил, что к 2011–2012 году в школах области необходимо массово ввести предмет «Основы православной культуры». Заметьте: не выбор из шести, а один-единственный предмет.
И всё завертелось. Как известно, наше учительство по дисциплинированности даст фору любой армии или крупной корпорации. Сказано — сделано. Вот уж и областной институт повышения квалификации включает в свой план курсы для педагогов, преподающих именно основы православной культуры, а не шесть модулей. Видимо, бедным учителям, которые, свято соблюдая букву закона, решат преподавать светскую этику или, страшно сказать, буддизм, так и придётся остаться непроквалифицированными. Вот уж и статистика бодро рапортует, что там, где оные основы преподаются, на 25 процентов снизилась детская преступность, а качество образования поднялось аж на 30 процентов, не удосуживаясь, правда, при этом пояснить, с помощью какого инструмента сия виктория измерена. Впрочем, тут уж не до инструментов, ибо дело вершится на территории чуда и по его правилам.
Материя, о коей идёт речь, — особая. Здесь превыше всего такт и душевная чуткость. Как совместить в детском сознании то, о чём пойдёт речь на уроках по основам мировых религий, и то, чему ребёнка учат на уроках химии, биологии, астрономии? Как подготовить учителя, способного соблюсти тончайшую грань между обучением и проповедью? Как не отступить от Конституции, в которой всё ещё значится такой пережиток проклятого прошлого, как светский характер государства и школы? Куда деваться во время уроков православной культуры тем, кто, в полном соответствии с законом, не выбрал этот предмет для изучения?
Поголовное нынче апеллирование к опыту дореволюционной России служит в руках оголтелых адептов модернизации любимым оружием. Что ж, напомним, что в гимназиях уроки закона божия велись раздельно — скажем, в Первой киевской существовали специальные классы для православных и для католиков (которых, судя по всему, у нас вовсе нету). Есть у нынешних школ, многие из которых вынуждены из-за нехватки помещений учиться в две смены, возможность позволить себе такую роскошь? Хорошо, священники, муллы, ламы, раввины могут помочь с изучением соответствующих вероучений, дивным образом удержавшись при этом от миссионерского пыла. А кто у нас считается специалистом по светской этике? Какой вуз выдаёт дипломы с такой специальностью? Конечно, российский педагог уже давно стал мастером на все руки, и давний завет Нестора Кукольника, как известно, готового по манию руки правительства из писателя в наикратчайший срок сделаться акушером, нашему учителю вполне внятен и особого удивления не вызывает. Но не ведёт ли подобная гибкость к потере самого главного, с чем и так уже, похоже, дело обстоит совсем плачевно, — учительского авторитета?
И есть в этом какая-то неизбывная отечественная вера в чудо. Вот переименуем милицию в полицию — и разом избавимся и от рабоче-крестьянского ореола, и от любых грешков. Вот начнём изучать основы православной культуры — и тут же дети перестанут сплетничать в социальных сетях, запойно переписываясь с теми, с кем только что расстались, выйдя за школьные стены, а уж о служении Мамоне во облике Макдональдсов да Ашанов мигом забудут. Да вот только нельзя латать прореху в одном месте, забывая о целом.
И ещё. По данным статистики, в России образца 1913 года число православных составляло 70 процентов, а в церковноприходских школах обучалась почти треть населения. Но наступлению 1917 года это никак не помешало. Так что стоило бы избегать лёгких решений и хоть на время попробовать сойти с железнодорожной колеи.
Игорь Ратке, http://expert.ru/