"Религии мира". Армения" - так называется альбом, посвященный армянским церквам, находящимся на территории республики. Это уникальное издание, выполненное на самом высоком полиграфическом уровне. В него вошли 50 фотографий, на которых запечатлены наши церкви и монастыри, начиная с Эчмиадзинского Кафедрального собора, являющегося духовным центром Армянской Апостольской Церкви, Эчмиадзинского монастыря, резиденции Католикоса Всех Армян, церквей Св.Рипсиме и Св.Гаяне до церкви Сурб Саркис.
Иллюстрации предваряет объемное предисловие за подписью двух авторов - Варткеза АРЦРУНИ и Арсена МЕЛИК-ШАХНАЗАРОВА. Альбом не просто изучаешь, его жадно разглядываешь. Рассматриваешь фотографии, восхищаешься тем, как сделан макет, снова и снова перебираешь иллюстрации, пока не добираешься до конца, где обозначены имена тех, кому мы обязаны появлением этого роскошного издания. Итак, мы узнаем, что фотопроект "Религии мира" благословлен главой Новонахичеванской и Российской епархий ААЦ епископом Езрасом. Патронат проекта: президент Международного фонда памяти А.Бабаджаняна - Ара Бабаджанян, вице-президент фонда - Армен Джагарян, директор департамента по международным выставкам - Наталья Ясько, генеральный директор "Творческого объединения Марке Фано" - Сергей Поливец. Издание осуществлено благодаря попечительству начальника объединения "Мосинтерстрой", председателя Епархиального совета армян России Варткеза Арцруни.
ЭТОТ АЛЬБОМ ПОЗВОЛЯЕТ СОСТАВИТЬ ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о богатейшем культурном наследии христианской Армении, поскольку включает в себя ретроспективу наиболее значительных и самых разнообразных по времени и стилю памятников на территории республики.
У альбома есть уникальная особенность: перебирая фотографии, явственно ощущаешь дыхание тех, кто лично тебе демонстрирует то, что для него очень важно и дорого. Авторы альбома словно взяли тебя за руку и вы вместе начинаете путешествие по огромному прекрасному миру, полному тайн, миру знакомому и вместе с тем всегда новому, ибо на каждом шагу нас ждут новые открытия. Понять и увидеть предстоит многое, и все это мы увидим вместе с авторами, хотя иногда и по-разному, а иногда в чем-то возражая друг другу...
Древнейшие монастыри и церкви, бывшие когда-то и центрами культуры, и центрами обороны, древние храмы на берегах рек и высеченные в скалах, дороги войны, по которым шли люди, отстоявшие все эти сокровища, - вот что предстоит осмыслить путешественнику. Помимо этого, авторы проекта стремились показать единство древней архитектуры и природы. Ведь в основном эти церкви и монастыри поданы на фоне пейзажей, многие из которых можно назвать эпическими. Их надо беречь, как величайшие народные ценности. Такие места сохранились в Зангезуре, Гегарде, Арташате... В этих местах особенно чувствуешь связь с землей, которая, очищая человека, умножает его силы.
И ВОТ ИЗ ДАЛЬНЕЙ ДЫМКИ ВЫРИСОВЫВАЮТСЯ СТЕНЫ МОНАСТЫРЯ ХОР ВИРАП, построенного над подземной темницей в 642 году у подножия Арарата. Пожалуй, это самое святое для армян место. Здесь в течение 13 лет находился в заточении Св.Григорий Просветитель.
Вот еще одно не менее святое место. Монастырский комплекс Сурб Гегард, расположенный в 40 километрах к юго-востоку от Еревана. Краткая справка к снимку свидетельствует, что апостол Фаддей в 43 году привез в Армению наконечник копья, которым римский легионер пронзил распятого на кресте Христа. Наконечник копья хранился в вырубленном в скале монастыре Гегардаванк, основанном на этом месте в IV веке. Ныне наконечник хранится в музее Св.Эчмиадзина.
Главная церковь монастыря Гегард - Катогике, построенная в 1215 году под покровительством Закарэ и Иванэ Долгоруких, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавших значительную часть Армении у турок-сельджуков. Катогике - это типичный для средневековья купольный зал, план которого представляет собой крест, вписанный в прямоугольник. Обычная архитектурная композиция доведена здесь до совершенства, отличается пропорциональностью и изяществом отделки.
Дохристианский храм Гарни, церковь Св.Богородицы близ села Воскепар, монастырь Тегер. Колоннада свода церкви Св.Богородицы, монастырь Сиуни в Сюникской области, Татевский монастырь, церковь Цицернакаванк... Все фотографии представляют несомненный интерес для изучения армянских христианских памятников. Документальные сведения, составляющие биографию памятника, не являются исчерпывающими - приведены главные факты, которые в отдельных случаях снабжены авторскими комментариями.
Особенно ценную информацию содержит предисловие книги, где авторы, рассказывая о возникновении христианства в Армении, отмечают, что, отстояв свое право исповедовать христианскую веру, Армения не только выполнила миссионерскую миссию в разных странах региона, но и косвенно оказала воздействие на принятие христианства рядом соседних и дальних стран... В предисловии говорится и о влиянии архитектурных традиций Армении на материальную культуру других стран и народов - братьев во Христе. Несомненный интерес представляет и обращение авторов к книге австрийского исследователя и архитектора Йозефа Стржиговского "Архитектура армян и Европа", где автор книги, в частности, доказал, что "европейская готика во многом есть развитие тысячелетней традиции армянской церковной архитектуры". Говоря об армянской храмовой архитектуре, Йозеф Стржиговский писал: "Речь идет о примерах великого религиозного искусства, которые тем более волнуют нас, что они обязаны своим возникновением самым ранним попыткам одного из арийских народов основать национальное государство на христианской почве... Прежде всего искусствоведам необходимо порвать с представлениями об армянах как о варварах, перенявших культуру от Рима или Византии".
"ПУТЬ, ПРОЙДЕННЫЙ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ЗА ПОЧТИ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, был непростой и тесно связан с судьбами армянского народа и Армении, которая пережила взлеты и падения, победы и страшные трагедии, - пишут в предисловии его авторы. - Тысячи армянских церквей разделили судьбу своих прихожан в ходе резни и погромов, продолжавшихся практически на протяжении всего конца XIX века в Османской империи, и особенно после Геноцида армян в Турции в 1915-1923гг. - первого геноцида в современной истории человечества.
К сожалению, во многих районах исторической Армении, отчужденных от Армении и переставших быть армянскими по населению, после веков инородной власти, перманентной резни и первого Геноцида современности проводится целенаправленная политика уничтожения всех материальных памятников армянской духовной культуры.
Сотни армянских церквей и памятников были осквернены и уничтожены и на территории Армении злой волей после советизации отошедших к новосозданному в Закавказье на штыках турецких оккупантов марионеточному образованию под заимствованным у соседней провинции Ирана названием "Азербайджан". В древней провинции Нахиджеван в последние десятилетия были методично уничтожены все армянские церкви и монастыри, кладбища с тысячами великолепных надгробий в виде хачкаров.
В Арцахе были уничтожены десятки храмов, и лишь самоотверженная борьба местных жителей, поддержанная всем армянским народом, спасла святыни Арцаха от полного разорения, совершенного варварами... К счастью, во многих странах, даже далеко от Армянского нагорья, бережно сохраняются исторические армянские церкви и монастыри, возводятся новые храмы. Армянские храмы существуют во многих странах и городах мира, где волею судеб оказывались армяне, основывались колонии, оседали выжившие и после Геноцида в Турции. Везде, где существуют армянские общины, стержнем их является национальная церковь. В Крыму и Галиции, Сирии, Ливане и Франции, США и Аргентине, в горах Иссык-Куля и даже в далекой Бирме были построены и существуют сегодня армянские храмы. Только в Иерусалиме и его окрестностях число армянских церквей и монастырей на протяжении почти двух тысячелетий достигло семидесяти четырех! В 2001 году во всем мире отмечали армяне 1700-летие принятия христианства в качестве государственной религии. Эта важная страница истории принадлежит не только армянскому народу, но и всему христианскому миру".
Закрывая этот альбом, испытываешь чувство благодарности к тем, кто с такой любовью и трепетом, шаг за шагом отслеживая уникальные памятники христианской Армении, преподносит это не только нам, армянам, но и многочисленным гостям республики.
Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении"