С Арменом Ватьяном мы встретились сразу после показа его фильма «Рассвет над озером Ван». К сожалению, времени было не очень много, но, несмотря на это, сценарист рассказал о своих духовных ценностях, патриотизме, семье и, конечно же, о фильме. Фильм о настоящем патриоте. Именно, таком, каким представляется сам Армен Ватьян.
- Где уже прошла премьера фильма? Вышел ли он в прокат?
- Впервые мы его показали в Ереване, 23 апреля этого года. Вышел в прокат в Армении.
- В России вы впервые показали его зрителю именно в Петербурге. С чем это связано?
- Честно говоря, сценарий читал Карен Мкртчян и Святой Отец Ншан. Они читали его, когда фильма еще не было. Тогда у нас завязался разговор, в то время «Рассвет над озером Ван» была задумана, как пьеса. Я предложил поставить эту пьесу на русском языке, в Санкт – Петербурге и показывать армянской диаспоре. Так сложились обстоятельства, что этот план не был реализован, но очень быстро нашлись деньги на кино. Мы сняли фильм, поэтому Карен Мкртчян, узнав, что фильм готов выразил желание, чтобы фильм показали в Петербурге.
- В вашем фильме затронута вечная тема проблемы поколений. Как вы считаете, удалось ли Вам полностью раскрыть её и решили ли Вы эту проблему для себя?
- Вы знаете, если можно было бы одним фильмом или одной книгой полностью что-то раскрыть, то искусство давно бы умерло. Конечно, в какой-то части удалось это сделать. У нас локальная история этой семьи, и естественно некие обобщения есть, безусловно. Нас интересовало то, что разрыв между поколениями здесь на почве потери национальной идентичности. Получается, что дед-армянин, его сын-американец, а внук уже на 100% американец, они не то, что не понимают друг друга, а то, что ценности деда не передались. Конечно же, сын имеет понятие об этих ценностях, но они мешают ему жить в Америке. Это что-то тяжелое на его плечах, и он не хочет нести этот груз. Старик всю жизнь прожил и пронес этот груз внутри себя, а сын уже не хочет этого – так легче жить.
- Как вы думаете, с чем связано желание людей ассоциировать себя c чужой национальностью?
- Знаете, это как в животном мире, когда звери попадают в чужую среду, они начинают мимикрировать под эту среду, чтобы выжить. Людьми движет тот же инстинкт, они думают, что живя в России необходимо быть русским, чтобы жизнь стала легче, а проблем стало меньше.
- А что необходимо сделать для того, чтобы суметь сохранить свою национальную идентичность?
- Это, наверное, задача семейная. Это передается, конкретно, от отца к сыну, и государственная политика тоже должна быть. Это очень сложный вопрос. Например, я лично в молодости был космополитом, несмотря на то, что мой отец был большим патриотом. Тогда у меня были другие ценности, интересы. Не стало отца, и я стал тогда понимать: всё что было для него ценно стало ценно и для меня. Это, как раз показано в нашем фильме. Но к этому я пришел не сразу.
- Как у любого автора, в произведении отражается его личная биография, я думаю, так и у Вас… В фильме главный герой произнес такую фразу: «Для армянина самое главное – его семья», все-таки, если рассматривать в широком контексте, то семья в приоритете не только для армянина, но и для всех людей. А для Вас «семья» – самое главное?
- Безусловно, если нет семьи, может случиться всякое. Нет фундамента, на котором растет человек. В этом фильме – самое личное, что я вложил. Я должен был это сделать – моя память, о моем деде и моем отце.
- Не считаете ли Вы, что, присутствующая в фильме тема сжигания турецкого флага, будет не всеми воспринята правильно?
- Дело в том, что Карапет (главный герой фильма) не может жить, не борясь за признание геноцида. Единственная форма борьбы, которая ему по силам – сжечь публично этот флаг, чтобы высказать свой протест. Другой формы борьбы он не знает. Я думаю, что если каждый армянин будет делать, то, что ему по силам, то рано или поздно мы добьемся своей цели.
- В конце фильма Карапет умирает. Неужели только такое явление, как «смерть» способно соединить сына и отца?
- Нет, там сближение произошло гораздо раньше. Ведь сын прекрасно понимает отца, но просто он не хочет себе усложнять жизнь. Кому нужны эти протесты? Если они все живут в Америке и жизнь прекрасна. В финале, после смерти отца сын понял, что он должен делать то, что делал отец. Флаг сжигать теперь должен он и он это делает. Тигран (сын главного героя) осознает, что он прототип своего отца.
Лилит АКОПЯН, специально для Санкт-Петербургской Региональной Армянской Молодежной Общественной Организации «Нор Серунд»