Люди шли молча... сердца разрывались от боли, страха, неведения, что их ожидает… Ноги подкашивались от ужаса, от голода и жажды… В каждом сердце только один вопрос: «Боже за что?», только одна молитва: «Боже помоги нам…»… И в каждом из невинных страдальцев теплилась надежда, что этот «страшный сон» закончится и все вернется: домашний очаг, большая семья и детский смех, а самое главное, что все испытания, выпавшие на их долю, забудутся...
Но нет... этого армяне не забудут никогда... 24 апреля навсегда станет днем скорби по убитым и замученным жертвам Геноцида армян в Турции, по тем, кто не вынес все тяготы долгого пути в поисках земли, которая бы их приютила и стала второй родиной… Предков нашего героя, покинувших родной город Орду, приютила Абхазия.
Когда над Абхазией в 1991 году, стали сгущаться тучи, Вагаршак Арамович Косян не мог позволить себе остаться равнодушным. Он, как настоящий мужчина, должен был защищать землю, ставшую для него родной, землю, в которой покоятся его предки...
После всех творимых захватчиками бесчинств, Вагаршак предложил организовать в родном селе дежурство... И уже в 1992 году первые армянские бойцы принимали присягу на верность родине... Было принято решение начать работу по объединению всех разрозненных небольших отрядов защитников в единую воинскую структуру под единым командованием… 9 февраля 1993 года приказом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Абхазии Владислава Ардзинба, был создан армянский батальон им. Маршала Ивана Христофоровича Баграмяна. Командующим назначили Вагаршака, который в то время находился в звании старшего лейтенанта...
Мы встретились с Вагаршаком Арамовичем и попросили ответить его на интересующие нас вопросы.
- Что Вас заставило не покинуть зону конфликта, как это сделали многие, а вступить в неравный бой и повести за собой других?
- Когда я впервые дни войны увидел своих друзей абхазов, я подумал, что уважать себя перестану, если брошу и уеду. Я мог уйти, меня ничего ни держало: не было ни семьи, ни бизнеса… Но когда ребят своих увидел, понял, что не смогу себя простить, если уеду и у меня будет все хорошо - деньги, карьера и т.д. Как потом с этим жить?! Тем более, я знал, что в Лабрах уже происходили зверства... Я сказал ребятам, если мы не можем защитить своих женщин, стариков и детей, значит, мы - не армяне! И зачем вообще мы брюки носим?! Мне кажется, если я – армянин и представитель сильного пола, то должен и вести себя соответствующим образом.
- Какова была численность армянского батальона?
- За время боевых действий, в состав батальона входило от 1000 до 1200 бойцов. Количество колебалось, так как некоторым требовалось лечение, а у других оставались семьи, которым нужно было помогать, но при этом все возвращались. Также был создан санитарный взвод - они эвакуировали раненых и увозили в Новый Афон (на территории монастыря во время войны находился госпиталь) и возвращались на боевые позиции с боеприпасами.
- Действительно ли, что в составе батальона имени Баграмяна воевали не только армяне?
Да, плечом к плечу доблестно сражались граждане Абхазии: армяне, абхазы, немцы, азербайджанец, русские и 4 грузина.
- Были ли внешние отличительные признаки, по которым узнавали ваших ребят?
- Боевые машины украшал армянский флаг, а на бойцах красовались красные ленточки... Все эти детали формировали чувство гордости за принадлежность к Армянскому батальону, объединяло и поддерживало боевой дух, помогало бойцам различать друг друга. Был случай, когда во время мартовской операции у нас и у грузинской стороны была белая ленточка. Происходила путаница, солдаты не узнавали и противника, и своих... Это страшная вещь, так как в батальоне, не все друг друга знали. Но были отрицательные моменты и в связи с красной ленточкой. Лично я встречал мародеров, которые цепляли красные ленточки и говорили, что я их командир...
- Были ли девушки в батальоне?
- Девушки у нас были в медицинском взводе. Боевые девушки, они с нами шли до конца, поддерживали боевой дух. Наши девочки, не уступали в выносливости и бесстрашии ребятам. Был случай, когда Марина Минасян сама, будучи раненной, тащила бойца.
- Как обстояли дела с питанием?
- Съели столько мяса, сколько не приходилось есть за всю жизнь. В Сванетии ребята ловили рыбу прямо из окопов. Делали хашламу, форель в печке, на запах все бойцы сбегались. Продегустировали и медвежатину. А также нас снабжали армянские общины разных городов России. У нас было снабжение одним из лучших.
- Как Вы поддерживали боевой дух личного состава?
- Собирал всех, и мы давали клятву: «или погибнем, или победим». Важно было то, что боевой дух не падал, и все были настроены на победу. У нас даже раненые бойцы, которые могли ходить, не покидали позиций, и помогали чем могли. Перед сухумским наступлением, наши ребята танцевали Кочари в Верхних Эшерах, как когда-то у стен рейхстага танцевали наши деды. Журналисты иностранных СМИ, ставшие свидетелями этого, спрашивали, что это за танец и кто-то из наших ребят ответил, что это «танец войны».
- Вы чувствовали поддержку со стороны Армении и диаспоры?
- Поддержать армянский батальон приехали армяне из Москвы, Краснодара, Сочи, Армении, Карабаха… Армянские общины Апшеронска, Хадыженска, Адлера и Сочи отправляли гуманитарную помощь, которая распространялась местному населению, независимо от его национальной принадлежности. Из Армении шла гуманитарная помощь на Сухум.
- Были ли случаи, которые заставляли улыбнуться даже в самых сложных ситуациях?
- Произошло это на горе Ахбюк. Было перемирие, но нарушители со стороны противника были, и нам сообщили, что грузинские разведчики могут выкрасть солдат. Мы всех уведомили о возможных диверсиях и сами приготовились. Пьем чай у костра, оружие наготове, рация рядом... Вдруг я чувствую взгляд пронзающий меня со спины… Оборачиваюсь и вижу силуэт... С места спрыгиваю, хватаюсь за оружие и даю команду к бою. Успел выстрелить… были слышны сопения. Более трехсот человек всю ночь не спали, а утром, осмотрев окрестную территорию, мы обнаружили раненую обезьяну. Голодную обезьяну мы приняли за грузинского разведчика.
- «Абхазский Вестник» писал, что в крупномасштабных боях за Сухум, были выставлены лучшие формирования с обеих сторон. С абхазской стороны был Армянский Батальон. Первый президент Абхазии и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Абхазии Владислав Ардзинба, был в восторге от вашей боеспособности и приводил в пример высокую дисциплину, организованность и ответственность Армянского Батальона.
- Лестно было слышать это… Дисциплина давала бойцам огромную силу, делала батальон единым организмом, что помогало выполнять задачи точно и быстро. На кону были человеческие жизни и судьба Родины. Невыполнение приказов, либо совершение проступков было чревато срывом операции. Для пресечения всего этого при батальоне был создан особый отдел, который проводил работу с личным составом и с отдельными бойцами, совершившими дисциплинарные проступки. Ребята из особого отдела не раз содействовали безопасности батальона. Например, был выявлен пришедший воевать в наши ряды украинец, который на самом деле делал зарисовки позиций и впоследствии должен был передать эту информацию противнику. Но при этом, отмечу, что армяне, присоединившиеся к нам из Карабаха, считали нашу дисциплину недостаточно жесткой.
Также, большим плюсом было то, что взводы организовывались по поселениям. Между ребятами было понимание, и осмысление того, что своего товарища не оставишь и не подведешь. Мы не дали себя победить, потому что между нами было согласие.
- Как вы считаете, что вам помогло выжить на войне: опыт, везение, судьба, Бог?
- Война - это работа, и кто профессиональнее работает, соблюдает технику безопасности, «знаком с производством», тот и выживает.
- К каким боевым наградам были представлены Вы и Ваши бойцы?
- Звание «Героя Абхазии» имеют 7 человек, «Орден Леона» - более 10 человек. «За отвагу» - более 100 человек.
- Какие чувства испытывали, когда узнали, что война окончена?
- Я был счастлив, что стал свидетелем события, которого так долго ждали многие. Переполняла великая радость, когда ночью 27 сентября, пролетел самолет и дал салют, ознаменовавший Победу. После этого началась такая стрельба, такие залпы... Это нужно было слышать и видеть... И это не удивительно, так как после взятия Сухума все наши подразделения вошли в город.
Также я был удовлетворен тем, что мы взяли Сухум, пройдя серьезные бои, а потери были минимальные. Также, при взятии здания Совета Министров, мы не потеряли ни одного бойца. Официальным днем Победы является 30 сентября 1993 года, хотя почувствовать мир без боевых действий мы смогли в июле 1994 года.
P.S.: Всех тех, кто принимал участие в войне, либо оказывал материальную помощь объединяла любовь к этой земле, благодарность за то, как армян приняли в самые сложные времена для армянского народа. Участие в военный действиях - достойный и мужественный ответ армян Абхазии. За мир на благословенной земле многие пролили кровь, и мы, те кто имеет возможность любоваться и восхищаться сегодня красотами райских уголков земли Апсны, должны не забывать уроков истории, почитать и уважать ныне здравствующих Героев войны, и помнить тех, кто отдал жизни во благо будущих поколений.
Вартуш КАЗАРЯН, специально для ИЦ «Еркрамас»