На днях Асмик Погосян сказала журналистам, что Министерство культуры готово оказать содействие в вопросе передачи Армении фрагментов памятника богине Анаит, которые хранятся в Британском музее.
Начало было положено министром образования и науки Арменом Ашотяном, который в Facebook призвал обратиться в посольство Великобритании на предмет вернуть голову и руки Анаит — все, что сохранилось от определенно великолепной статуи. Опрометчиво, но вполне патриотично. Асмик Погосян по определению ничего не оставалось, как согласиться с коллегой. “Я считаю, что для нас очень важно, чтобы мы могли собрать наше наследие, особенно эпохи эллинизма — в Армении очень немного артефактов этого времени”. Министр отметила, что если бы речь шла, положим, о возврате хачкара, то она была бы против, так как, по ее мнению, “чем больше за рубежом будет образцов армянского искусства, тем лучше нас будут знать”. Тоже верно.
Вместе с тем она засомневалась, что Британский музей согласится вернуть Анаит. Никаких сомнений — точно не вернет. Достаточно обратиться к истории с возвращением фрагментов афинского Парфенона и других древнегреческих скульптур. Эпопея началась едва ли не с того дня, как Греция обрела независимость — с 1821 года. Конца ей не видно. И это при том, что скульптуры в начале XIX века были выкрадены и переправлены в Лондон лордом Элджином — британским послом в Константинополе. Лорд после нападок в отечественной печати, в частности Байрона и других романтиков, оправдывался, что, мол, спасал эллинские ценности. Доля правды в этом есть, ибо туркам, хозяйничавшим в Греции, на эллинизм было наплевать, потому и разрешили потихоньку обкрадывать греков. Однако и сейчас британская сторона считает, что Элджином двигали благородные побуждения. К совести англосаксов взывала не так давно министр культуры Греции звездная Мелина Меркури — все впустую. Даже то, что греки проводят тщательнейшую реставрацию Парфенона, даже открытие Музея Акрополя не заставило островитян изменить позицию. Отметим, что Музей Гетти в Штатах и Гейдельбергский университет вернули грекам те фрагменты мирового архитектурного шедевра, которые оказались у них. Так что шансов у расчлененной армянской богини плодородия и любви практически никаких. Наверняка ответят, если мы все же обратимся в Британский музей или посольство, что армянская богиня найдена не в Армении, а в Османской Турции, создана, причем наверняка, греческими мастерами... и далее в этом духе. Вряд ли помогут наши объяснения, что золотая статуя стояла в главном храме Ереза-Ерзнка, что Анаит была главной богиней дохристианской Армении, что ее статуи стояли по всей античной Армении. Да и что говорить, если с принятием христианства все “языческое” искусство было неразумно, но с большим рвением уничтожено. Увы и ах...
А вообще-то, в принципе, разве плохо, что частичка армянского мира находится в одном из крупнейших и посещаемых собраний мира — в Британском музее? Столько людей увидят нашу богиню Анаит, чье имя сегодня так популярно среди армян. А вот что действительно беспокоит: как именно представлен божественный лик Анаит в музее? Вот в чем вопрос, вовсе не беспочвенный. Я видел собственными глазами, что армянская керамика с армянскими надписями, созданная в Кутине-Кютахьи, отмечена на этикетке как турецкая керамика. Этим стоит заняться Министерству культуры на пару с Академией наук. Так что Армену Ашотяну есть о чем подумать. А золотая Анаит пусть пребывает в Лондоне. Пока мы вполне можем удовлетвориться копией. И вряд ли это повлияет на любовь и плодородие...
"Новое время"