Недавно в отечественных СМИ промелькнула информация о том, что якобы наши священники отпускают грехи в ходе общения по программе "Скайп". Так ли это на самом деле и действительно ли возможности интернета столь безграничны, что верующие могут получить отпущение грехов, даже не давая себе труда оторвать пятую точку от дивана?
"ЭТО НЕПРАВДА, - СКАЗАЛ В БЕСЕДЕ С КОРР. "ГА" ИЕРЕЙ АРАРАТСКОЙ ПАТРИАРШЕЙ ЕПАРХИИ ШМАВОН ГЕВОНДЯН. – Обряд отпущения грехов включает в себя ритуалы покаяния и святого причастия, что возможно только в реальности, если человек придет в церковь. Мы можем выслушать его, используя возможности скайпа, помочь в трудной ситуации обрести душевный покой и силу, но отпустить грехи посредством интернета просто невозможно. Интернет не может заменить собой реального общения. Поэтому мы в онлайн режиме не проводим литургию, это не имеет смысла, ибо литургия – таинство, в котором человек должен участвовать, он должен присутствовать физически и духовно…"
При этом, по словам тер Шмавона, священники сегодня активно используют возможности Сети, помогая людям обрести и укрепить веру, давая советы в трудных жизненных ситуациях, просто отвечая на интересующие вопросы… С этой целью и был создан сайт qahana.am.
"Зачастую люди просто не могут общаться с нами непосредственно, потому что живут далеко – в другом городе, в другой стране, - рассказывает тер Шмавон. – В таких случаях интернет становится единственным способом общения. Многие пишут письма на наш сайт и ответы на свои вопросы они получают максимум в течение недели. Работа четко скоординирована. В обязанности администратора входит сортировка писем, направляемых тому или иному священнику…"
Письма сортируются в том числе и по языковому признаку – кто-то пишет на армянском, а кто-то - на русском или английском. Ни один вопрос не остается без ответа. Однако сама идея сайта не ограничивается исключительно работой с корреспонденцией. Главное – перевести виртуальное общение в реальную плоскость, потому что только в непосредственном взаимодействии с духовным пастырем может иметь место действительно задушевная беседа.
"Нам важно, чтобы человек пришел в церковь, - продолжает тер Шмавон. – Интернет никогда не обретет силы живого слова. Кстати, очень много людей, начавших общаться с нами в Сети, потом приезжали или приходили на встречу, причем эти встречи продолжались и в дальнейшем. Я могу привести пример из собственной практики. Женщина, живущая в Финляндии, оказавшись в тяжелой ситуации, написала на наш сайт. Завязалась переписка. Ей была оказана помощь, она выкарабкалась, преодолела трудности. А потом приехала на встречу и с тех пор регулярно посещает церковь…"
По словам тер Шмавона, единственный минус виртуального общения заключается в том, что ты не видишь собеседника и не понимаешь - искренен он или нет. Кроме того, между заданным священнику вопросом и полученным ответом все же проходит какое-то время, пусть даже день или несколько часов, а этот вынужденный "простой" в общении иногда может быть губителен для человека, находящегося на грани душевного или духовного кризиса.
"НА НАШЕМ САЙТЕ НЕТ РЕЖИМА ОНЛАЙН", - ГОВОРИТ ТЕР ШМАВОН. – Конечно, если со священником уже установлены отношения в Сети, он может общаться со своим собеседником через скайп или социальные сети. Бывает, что священник открывает свой собственный сайт, размещая на нем проповеди, или делает небольшие фильмы, отправляя их на youtube. Все это предоставляет больше возможностей проповедническому движению…"
Иной раз приверженцы Армянской Апостольской Церкви, живущие за семью морями, начинают общаться со священником в интернете, а потом, когда появляется возможность ходить в церковь по месту жительства, перестают использовать виртуальное поле. Тер Шмавон рассказал об армянине из Австралии, который предпочел реальное общение после того, как в эту далекую страну был отправлен молодой священник, сумевший привлечь к себе паству.
Кто больше использует Сеть как средство получить ответы на волнующие вопросы, мужчины или женщины? По словам тер Шмавона, меньше пишут мужчины, причем их вопросы носят сугубо информативный характер. А вот женщины ищут эмоциональной поддержки. Их волнуют, например, взаимоотношения с мужем или переживания из-за несчастной любви. Обращаются и люди, находящиеся на грани суицида. В подобных случаях священник делает все, чтобы вызвать человека на личную встречу, поговорить с ним по душам. И люди действительно получают реальную помощь – они продолжают жить…
А вот сектанты не пишут никогда. "Им запрещено под страхом адских мук заходить на другие сайты или читать другую литературу, - говорит тер Шмавон. – Один раз в интернет-форуме я понял, что мой виртуальный собеседник сектант и сказал ему об этом. Так он незамедлительно удалил свой профиль…"
Зара ГЕВОРКЯН, "Голос Армении"