Отрывок из статьи Узеира Гаджибекова «Ордан-бурдан» («Отсюда-оттуда») , написанной 105 лет тому назад, в 1907 году, а опубликованной в газете «Прогресс» 19 августа 1909 г .
Статья построена в форме диалога между Узеиром Гаджибековым и неким молодым человеком-мусульманином*.
Узеир Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы Гаджибеков (1885 — 1948), азербайджанский советский композитор, дирижёр, публицист, фельетонист, драматург и педагог, народный артист СССР (1938).
Действительный член АН Азербайджана (1945), профессор (1940), ректор Азербайджанской государственной консерватории (1928—1929, 1939—1948), председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР (1938—1948), депутат ВС СССР 1-го и 2-го созывов (1937, 1941). Член ВКП(б) с 1938 года. Выдающийся музыкальный и общественный деятель Азербайджана, автор гимнов Азербайджанской ССР и гимна Азербайджана, первый мусульманин — автор оперы.
Молодой человек: Я поражаюсь, в одной и той же «ишколе» из-под руки одного и того же учителя, русские и армяне, становятся, как Вы справедливо заметили, настоящими людьми, в то время как наши мусульмане, закончившие вместе с ними эту же «ишколу», остаются при своих старых привычках и неучами. Неужели это связано с тем, что наша кровь порченная? В чем дело?
Узеир Гаджибеков: Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!
Молодой человек: А в чем же тогда дело?
Узеир Гаджибеков: Послушай, друг мой, армянский и русский ребенок до 7 лет не ходит в ишколу, остается и воспитывается у себя дома. Мусульманский же ребенок, и до 7-и и до 8-и и до 9- и лет не ходит в ишколу и остается дома.
Теперь давай посмотрим, что они делают дома. Армянского и русского ребенка, дома воспитывает грамотная и образованная мама, вовремя укладывает спать, вовремя отпускает гулять на свежем воздухе, занимает свободное время ребенка игрушками, полезными как для духа и нравственности, так и для физического здоровья. Уши этого ребенка не слышат ни одного плохого и вредного слова.
Что же он слышит? Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов.
Что они видят? На стенах их домов вывешены картины, ублажающие взор, изображения цветов, на столах красиво иллюстрированные журналы и книги, с четырех сторон их окружают чистота и порядок и т.д. Очень часто их матери ведут их смотреть «синематограф», разъяснют им суть и значение показанных кадров и фотографий.
А наши дети? Не приведи Аллах. Все, что они слышат, это грязная ругань и нецензурщина, интриги и нечестивые слова, увиденное же ими – это плохие дела их взрослых, окружает их повсеместно грязь и нечистоты, места, где они играют, в пыли и в земле, а игрушками им служат … душить кошек,бить собак, обливать мышек нефтью и сжигать. Таким образом, прежде чем наши дети переступают порог ишколы, «их дом уже разрушен», то есть прямо с корня они лишены воспитания и поэтому в результате получаем печальный итог.
Вот в чем наше несчасте, в умме. Так ни кровь наша, ни кости наши не порченные.
1909 год 19 августа. Узеир Гаджибеков
В 1909 году так называли тех, кто сегодня называет себя “азербайджанец”. Этноним “азербайджанец” был введен в оборот в 1936 .г, до этого они называли себя “мусульманин” , а их “закавказские татары”.