9 мая Нагорно-Карабахская Республика широко отметит День Победы, Армии обороны НКР и 20-летие освобождения Шуши. С этой целью, как известно, образована правительственная комиссия по организации и проведению праздничных мероприятий, которая последовательно реализует разработанную программу.
День освобождения старинного армянского города Шуши давно уже и прочно вошел в календарь памятных дат НКР и стал одним из любимых праздников нашего народа. И это вполне закономерно, ибо долгожданное освобождение Шуши, явившееся результатом блестящей военной операции, увенчавшейся успехом благодаря высокому ратному мастерству командования и героизму рядовых солдат, занимает особое место в ряду побед армянского оружия. Не случайно в нашем народе особым почетом пользуются освободители Шуши, так как есть четкое понимание, что без успеха шушинской операции, позволившей пробить Дорогу жизни, связавшей Арцах с Арменией, нельзя было отвести реальную угрозу геноцида населения НКР. 9 мая мы по доброй традиции всенародно отпразднуем эту дорогую для нас победу.
Надо сказать, свои майские традиции, но совершенно иного порядка, есть и у нашего врага, до сих пор не отказавшегося от бредовой идеи уничтожения Арцаха. Ежегодно в связи с очередной годовщиной освобождения карабахскими силами Шуши в Азербайджане поднимается волна стенаний по «потере» этого города, которая, в свою очередь, порождает грязный поток лжи и антиармянской пропаганды, проводимой на самом высоком уровне. Не стал исключением и год нынешний - юбилейный.
Неделю назад президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение в связи с 20-летием, по его определению, «оккупации Шуши», в соответствии с которым на территории Азербайджана и за его пределами будут проведены соответствующие поминальные церемонии. Данное распоряжение всецело вписывается в информационную, а еще точнее – в дезинформационную стратегию Азербайджана, являющуюся составной частью ведущейся уже долгие годы пропагандисткой войны против армянского народа, в ходе которой азербайджанские власти пренебрегают как историческими фактами, так и нормами человеческой морали. В этом, с позволения сказать, документе что ни слово – то откровенная ложь, направленная на то, чтобы доказать принадлежность города Шуши азербайджанцам – города, построенного армянским народом и являвшегося политическим, экономическим, культурным и научно-образовательным центром Арцаха вплоть до начала ХХ века. Так, в распоряжении отмечается, что «Шуша - один из уникальных культурных центров Азербайджана», что этот город, «являясь центром Карабахского ханства, сыграл свою роль в жизни нашего народа».
В этих формулировках – откровенное передергивание фактов. Упоминание Алиевым Карабахского ханства рассчитано на несведущую аудиторию, и, прежде всего – на собственный народ, в расчете на поддержание его ностальгических чувств. Общеизвестно, что Карабахское ханство, в котором формально были объединены все пять княжеств Арцаха, входило в состав Персии и, конечно же, вопреки утверждению азербайджанской государственной пропаганды, не имело никакого отношения к Азербайджану по той простой причине, что в то время государства Азербайджан просто не существовало. Впоследствии по Гюлистанскому договору, подписанному в 1813 году между Россией и Персией, Карабахское ханство вошло в состав Российской империи. Лишь после неправового решения большевистского партийного руководства Нагорный Карабах в начале 20-х годов оказался в составе советского Азербайджана, что, по сути, легитимизировало аннексию исконных армянских территорий. Алиеву, конечно же, не с руки упоминать эти факты в своем распоряжении, как и то, что в марте 1920 года армянское население Шуши подверглось резне и депортации, а в 1988 году из города были изгнаны последние армянские жители.
Полагаем, И. Алиев прекрасно знает, что когда в 1921 году большевиками принималось решение о создании в Карабахе армянской автономии, в соответствии с ним предписывалось центром автономии сделать именно Шуши. Любой человек, обладающий самой элементарной логикой, должен понимать, что столицей армянского государственного образования, то есть Нагорно-Карабахской автономной области, никак не мог быть «назначен» азербайджанский город. И уж вовсе не выдерживает критики утверждение о Шуши как об «уникальном культурном центре Азербайджана». Ну что это за культурный центр, если в начале ХХ века там выходило 19 армянских и 2 русские газеты, но ни одного азербайджанского издания?
С учетом вышеизложенного посоветовали бы азербайджанскому президенту оперировать политическими терминами поаккуратнее. Если кто и оккупировал Шуши, то только и только Азербайджан, писавший свою историю кровью других народов и, прежде всего, армянского, чьи территории захватывал и желает захватить и теперь. Что касается его выражения об «оккупации армянами Шуши», то следует ему напомнить, что истинным хозяином города является сотворивший его армянский народ, а, как известно, исконно своё не оккупируют, а возвращают, освобождают – ценою собственной крови, как это и произошло в случае с Шуши. Благодаря мужеству своих освободителей Шуши вырвался из семидесятилетнего плена, по праву став символом непоколебимой воли и мужества арцахцев, и вновь обрел подлинных своих хозяев. В назидание мнимым.
Леонид МАРТИРОСЯН,
главный редактор газеты «Азат Арцах»
http://artsakhtert.com