Культура Соединённых Штатов Америки веками формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное влияние на нее оказали выходцы из таких стран как Италия, Франция, Англия, Германия, Россия, Польша и др. Американская культура обладает беспрецедентной притягательностью, особенно среди молодежи. Это притяжение коснулось и Ивана Галамяна.
Иван Галамян родился 5 февраля 1903 г. в Тебризе (Персия) в армянской семье. Семья приехала в Россию в 1904 г. и Иван с раннего возраста начал учиться играть на скрипке. С 1916 г. по 1918 г. он учился в Московском филармоническом училище у Константина Мостра. В возрасте 16 лет поступил в оркестр Большого Театра.
В 1919 г. Галамян покинул Россию, поселился в Париже и присоединился к общине беженцев из России. Вскоре после прибытия в Париж он продолжил углубленное изучение игры на скрипке у великого скрипичного педагога Люсьена Капета. В этот период Галамяном разработаны основы собственного метода обучения, который стал известен в мире как «The Galamian BowArt». После учебы у Капета он начал сольную карьеру в концертных залах и салонах Парижа, а также туры по Франции, Германии и Голландии.
Начиная с 1926 г. у Галамяна начинаются перемены в карьере, которые впоследствии скажутся на деятельности тысяч музыкантов. Первым этапом этого переходного периода от исполнительской к педагогической деятельности явилось назначение Капетом Галамяна своим ассистентом. Вторым этапом было создание Русской Парижской консерватории, где в числе профессоров были такие знаменитости, как Рахманинов, Метнер, Глазунов. Галамян также был удостоен этого звания.
Знаковым этапом в деятельности Галамяна явилось появление в его студии четырехлетнего вундеркинда Павла Макановицкого. Макановицкий был первым талантом мирового класса, которого учил Галамян. После четырех лет обучения Маконовицкий стал дебютировать в Париже. Пресса отметила не только его сольную карьеру, но и заслугу Гарамяна как педагога.
Во время пребывания Галамяна в Париже у него учились также Роланд Гандри, который совершил сенсационный дебют в Нью-Йорке в возрасте 15 лет и Веда Рейнольдс, выигравшая конкурс Крейслера тоже в 15 лет и позже стала первой женщиной скрипачкой в Филадельфийском оркестре.
К началу 1930-х годов заслуги двух американских вундеркиндов были отмечены прессой и тогда Галамян решил полгода обучать в Париже и полгода в Америке. В таком режиме с двойным гражданством он работал в течение 5 лет. Но позже политическая нестабильность в Западной Европе и его успехи в Америке заставили его окончательно переехать в США.
В 1937 г. Галамян уехал в США, где и провел оставшуюся жизнь. Он приехал в Нью-Йорк и стал обучать в двух частных школах, а также в школе «Henry Street». В следующее десятилетие он работал с крупнейшими талантами:
- Берл Сеновский, который выиграл первый приз в Конкурсе Королевы Елизаветы,
- Шарльз Либов - концертмейстер Рочестерской филармонии,
- Стюарт Канин - концертмейстер Сан-Францисской филармонии,
- известные солисты: Фредерик Лак, Истер Глазер, Жеральд и Вильфред Биф, Тошиа Это, Сильвия Розенберг, Каролл Гленн и Хелен Кватвассер.
В 1940 г. у него проходили обучение такие знаменитые скрипачи как Натан Мильштейн и Давид Ойстрах.
В 1941 г. Галаян женился на Джудит Джонсон, которая, не имея музыкально¬го образования, помогала ему в колледже.
Его ученики продолжают его педагогическое наследие в таких престижных международных музыкальных школах как Джулиярд, Кертис, консерватории Новой Англии, Оберлин колледже, Кливлендском институте музыки, а также в университетах Мичигана, Индианы, Южной Калифорнии, в школах Токио, Кельна и Берлина.
Галамян был педагогом многих знаменитых скрипачей XX и XXI века. В интернете представлен список из 53 его учеников. Наиболее выдающимися среди них являются:
- НьюЙорк: Ицхак Перельман, Пинхас Зукерман, Давид Надиен, Кинг Ва Чанг, Арнольд Штейнгард, Бетти Жан Хаген, Сержиу Лика, Ана Кавафиан.
- Вашингтон: Джем Басвелл, Йонг Ик Ким, Гленн Диктеров, Евгений Федор.
- Лондон: Евген Сарби, Донк-Сак Канг.
- Брюссель: Мириам Фрид, Джейт Ларедо, Берл Сеновски, Шарль Кастлеман, Петер Заковский.
- Канада: Мириам Фрид.
- Польша: Шарль Треггер.
- Италия: Стюарт Канин, Мириам Фраед, Евгений Федор.
- Германия: Берл Сеновский.
Его ученики и коллеги по всему миру, наверное согласятся с Иосифом Гингольд, который сказал: «Кто-то захочет его заменить, но никто никогда не сможет занять его место».
В известной книге «Выдающиеся мастера скрипки» («The Great Masters of Violin») есть раздел «Выдающиеся американские педагоги», где представлено четыре педагога. В этом списке первым представлен Галамян со следующей записью под фото: «Иван Галамян, прибыл в Нью-Йорк около 1940 г., стал наиболее успешным скрипичным педагогом последующих сорока лет».
Галамян оставил два учебника скрипичного мастерства, оба 1962 года издания: «Современная скрипичная техника» («Contemporary Violin Technique») и «Принципы скрипичного исполнительства и преподавания» («Principles of Violin Playing and Teaching»). Кроме того, Галамяном осуществлены редакции многих значительных произведений скрипичного репертуара, в частности, концертов Баха, Вивальди, Венявского, Дворжака, каприсов Паганини, сонат Брамса и др.
После смерти И.Галамяна в газете «New York Times» от 26 апреля 1981 г. был опубликован некролог под заголовком «Галамян - выдающийся скрипичный педагог». Вот некоторые строки из этой статьи, автор которой Юдит Карп: «Мировое семейство скрипачей в начале этого месяца потеряло в связи со смертью Ивана Галамяна одного из величайших педагогов. Это не было неожиданностью, так как в 78 лет легендарный армянский педагог болел. Галамян всегда надеялся на горящий в нем огонёк, который давал ему веру, что он может игнорировать законы природы и он находил силы в своем убеждении: «я не могу умереть, пока вокруг меня студенты, которые хотят научиться играть на скрипке». Мистер Г., как называли его ученики, руководил департаментами скрипки в обоих Нью-Йоркских Джулиярдских школах и институте музыки Куртиса в Филадельфии. Начиная со дня смерти Галамяна, студенты идут к его скромным аппартаментам на западной стороне, один за другим с 8 ч. утра до 6 ч. вечера, в течение недели».
«Он был, возможно, величайшим скрипичным педагогом в истории» - сказал Роберт Манн, основатель и первый скрипач в квартете Джулиярда. Я один из немногих скрипачей вокруг, кто не учился у него, но каждый раз я старался играть для него, чтобы показать, что я играю».
Юрий Цатурян, США