Любой армянин, лишенный своей исторической Родины, ощущает тоску по ней. Этническая привязанность не позволяет забыть свои корни и великое наследие предков. Политическая история Армении стала причиной расселения армян по всему миру. Мы научились жить в новых местах, органично вписались в национальное многообразие различных стран, сохраняя при этом свою самобытность и многовековую богатую культуру.
В последние годы появилось огромное количество работ по амшенским армянам. Серьезную исследовательскую работу ведут многие ученые мира, также следует отметить похвальную работу, проводимую энтузиастами. Одним из таких примеров является социально-исторический очерк «Амшенские армяне. Дороги судьбы», автором которого является наш собеседник Эдуард Сурменелян. Человек широкой души, с теплым и искренним взглядом, награжденный за многолетнюю педагогическую и партийную деятельность многочисленными грамотами и медалями, Эдуард Гарегинович повествовал нам о своем труде.
- Расскажите, как у вас возникла идея написания социально-исторического очерка об амшенских армянах?
- Меня всегда интересовала история амшенских армян, переселившихся из Западной Армении на Черноморское побережье Кавказа. В своем труде я сделал попытку осознать истинное предназначение амшенских армян, и, таким образом, напомнить грядущим поколениям об их корнях. История - основной фактор, необходимый для человеческого сознания. Наше прошлое определяет сегодняшнюю жизнь.
Особо следует отметить, что в издании использованы истории, услышанные мною в беседах со старейшинами, которые еще помнили рассказы предков, живших в Западной Армении. Именно тогда у меня возникла идея написать краткий очерк истории амшенских армян в надежде, что сохранится память о тех бурных событиях, и национальная самобытность амшенских армян не будет утрачена. Думаю, данная работа будет интересна широкому кругу читателей не только из числа армян, но и других народов. Каждый, кто интересуется историей, захочет хотя бы в общем плане узнать, как попали амшенские армяне на черноморское побережье Кавказа, какую лепту они внесли в культурное и экономическое развитие этого края.
Также, во второй части книги, я рассказал историю моего рода, которая отразила все перипетии судьбы амшенских армян. На примере моего рода, я хотел показать каких успехов добивались и добиваются амшенские армяне на обжитых ими территориях, на вновь обретенной Родине. Это история прослеживается с 19 века и до наших дней в географической плоскости современной Турции, Абхазии и России.
- Проведем небольшой экскурс в историю - откуда происходит название «амшенские армяне»?
- Амшен расположен на территории Западной Армении, в долине, на левом берегу реки Чорох, между городами Батум и Трапезунд по побережью Черного моря. Первые упоминания об Амшене содержатся в «истории халифов» Вардапета Гевонда (80 гг. VIII века н.э.). Гевонд рассказывает о 12 тысячах армянских переселенцев, которые во главе с нахарарами Шапухом и Амамом из княжеского рода Аматуни мигрируют на побережье Черного моря, восточнее Трапизона. С разрешения византийского императора они основывают полунезависимое княжество. Во второй половине VIII века н.э. князь Амам Аматуни основал на месте разрушенного войной г. Дампура новый город, который получил название в честь князя Амамшен, оттуда и пошло название области Амшен. Кроме того, амшенские армяне называются также «понтийскими», так как в античные времена здесь располагалась понтийское царство.
- Амшенские армяне Причерноморья органично вписались в национальное многообразие региона, внеся огромный вклад в развитие края, сохраняя при этом свою самобытность и многовековую богатую культуру. С чем связан этот уникальный феномен?
- Говоря об армянах вообще, нужно сказать, что наш народ в течение тысячелетий своей истории проходил через тяжелейшие испытания и противостоял всевозможным вызовам, благодаря мужеству, стойкости, силе духа. Многие видные общественные и политические деятели мира свидетельствовали о том, что армяне всегда сохраняют свою самобытность, в каком бы государстве они ни жили, и, при этом, всегда являются преданными гражданами этого государства. Один из свежих примеров этого – Абхазия. В годы тяжелых испытаний для народов Абхазии в 1992-1993 гг. был сформирован Армянский батальон имени маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна. Армяне Абхазии стали бок о бок рядом с братским абхазским народом в судьбоносные для молодой республики дни.
- Как известно, язык является основным звеном, связывающим диаспору с родиной, и инструментом для сохранения самобытности народа. Как вы думаете, возможна ли ассимиляция вне языкового ареала?
- Язык - это, безусловно, основа основ. Нет языка – нет народа. Где бы армянин ни обосновался, он всегда думал о строительстве школы, то есть о сохранении языка. Первые 14 армянских школ были открыты в Абхазии в 1895-1911 годах. Уже в 1965 году было 125 армянских школ, в которых обучались 11082 школьников. Школы открывались даже в самых отдаленных местах. Интересно отметить, что в армянских школах Абхазии обучались дети разных национальностей: абхазы, греки, русские и грузины. Когда я в конце 60-ых работал первым секретарем Гульрипшского райкома комсомола, моим водителем был грузин. Однажды, после собрания, я сел в машину и заметил, что он читает «Советакан Врастан» («Советская Грузия» - издание на армянском языке). Я удивился и поинтересовался, почему он держит эту газету, и он ответил, что окончил армянскую школу. Таких примеров очень много. Сейчас, конечно, общая картина изменилась, но находятся другие пути решения этого вопроса. Например, открываются воскресные школы, где все желающие могут приобщиться к богатству армянского языка.
- Армянская община и в Абхазии, и в России является одной из крупнейших. Насколько она использует свой потенциал?
- Безусловно, в России, а так же и в Абхазии, очень большая армянская община. Если говорить об амшенских армянах, то они достигли больших успехов во всех сферах: в экономике, культуре, сельском хозяйстве. В Абхазии подавляющее большинство армян были крестьянами-арендаторами и ремесленниками-мастерами. Амшенские армяне еще в Западной Армении славились как хорошие табаководы. Почвенно-климатические условия Абхазии позволяли крестьянам арендаторам продолжить здесь заниматься табаководством. Табаководство приносило огромный доход казне. Только в селе Цабал было 40 армянских хозяйств занимающихся данным видом сельского хозяйства.
- Надеемся, что в скором времени Вы обрадуете нас очередным историческим трудом?
- Сейчас я собираю материалы для очередной книги, которая, думаю, в скором времени будет доступна широкой читательской аудитории. Позвольте, пока ничего не говорить о данном труде, пусть это будет сюрпризом.
- Желаем Вам всех благ и удачи в ваших новых начинаниях.
Беседовала соискатель научной степени кандидата исторических наук Элеонора Узунян.