Интервью с экспертом по Азербайджану Саргисом Асатряном.
- Г-н Асатрян, в последнее время ирано-азербайджанские отношения довольно напряжены. Кроме того, Иран требовал у Азербайджана отменить проведение конкурса Евровидения, называя этот конкурс «сатанинским».
- Иран и Азербайджан имеют много нерешенных проблем, которые, кстати, вряд ли найдут свое решение в ближайшем будущем. Не секрет, что Азербайджанская Республика имеет территориальные претензии к иранской провинции Азербайджан-Атрпатакан. Иран в свою очередь не устраивает политический курс Азербайджана, который все более углубляет отношения с Западом и Израилем и имеет явно антииранскую направленность. Кроме того, Иран обвиняет Азербайджан в ведении антиисламской политики – в преследовании верующих шиитов и разрушении мечетей.
Что же касается проведения музыкального конкурса Евровидение в Баку, то в Иране считают, что подобные «сатанинские» конкурсы в западном стиле не должны проводиться в мусульманских странах. Более того, многие духовные лица в Исламской Республике стали угрожать, что примут решительные меры, если конкурс в Баку состоится.
- Однако конкурс в Баку все же состоялся. Ходили слухи, что 26 мая в Баку должен был пройти еще и гей-парад. Кстати, это событие тоже болезненно восприняли в Иране?
- Евровидение, конечно, состоялось, но провести гей-парад азербайджанские власти все же не решились, несмотря на то, что власти Баку дали официальное разрешение на проведение этого мероприятия. Массовые протесты перед генконсульством Азербайджана в иранском городе Тавризе и угрозы духовных лидеров Исламской Республики, видимо, всерьез испугали власти соседней республики. В частности, иранский аятолла Рухоллах Беджани, который имеет довольно серьезное, в том числе и политическое, влияние в Тебризе, поклялся, что закроет консульства Азербайджана, если гей-парад состоится. Эту угрозу в Баку, видимо, посчитали более чем серьезной.
- Не кажется ли Вам странным, что подобный конкурс общеевропейского масштаба был проведен в Азербайджане – в стране, где ситуация с правами человека находится, мягко говоря, не на удовлетворительном уровне?
- Многие правозащитные организации на Западе требовали бойкотировать проведение этого мероприятия в Баку. Может показаться парадоксальным, но в плане критики бакинского режима фактически позиции иранских духовных лиц и западных правозащитников совпали. Что же касается самого конкурса, то его проведение не обошлось без нежелательных инцидентов для бакинских властей. Например, некоторые участники Евровидения захотели встретиться с представителями оппозиции, что никак не вписывалось в планы режима, желающего представить Азербайджан как одну из самых демократических и толерантных государств на постсоветском пространстве.
- В последнее время снова участились споры между Азербайджаном и Грузией по поводу принадлежности монастырского комплекса Давид Гареджи. Складывается впечатление, что Азербайджанская Республика имеет территориальные претензии ко всем соседям.
- Если посмотреть на карту так называемого «Великого Азербайджана», то становится ясно, что соседняя республика действительно не собирается отказываться от своих фантомных идей. Более того, Баку обвиняет Армению в том, что она имеет проблемы со всеми соседями. Во-первых, это ложь. Во-вторых, возникает вопрос, почему же в этом случае в Баку время от времени говорят о территориальных претензиях к соседям? В частности, там заявляют, что часть Дагестана, вся территория Республики Армения и НКР, азербайджанонаселенные районы в Грузии, а также иранская провинция Азербайджан-Атрпатакан, являются историческими азербайджанскими землями. Кроме того, еще не решен статус Каспия, который, как известно, богат углеводородными ресурсами. Прикаспийские страны не могут поделить богатые месторождения, и это является одной из причин роста напряженности между Азербайджанской Республикой и Туркменистаном.
- В политологических кругах стали часто звучать мнения о том , что для бакинских властей одной из острейших проблем в скором времени может стать проблема нацменьшинств. Велика ли опасность окончательной ассимиляции нацменьшинств и как состоят дела в этом плане?
- Здесь, сначала надо уточнять термины и определения. Талыши, лезгины, таты или закавказские персы, аварцы, рутулы, цахуры, хапутцы, хиналугцы, крызы и другие коренные этносы, которые волею судьбы оказались в составе бутафорного политического образования под названием Азербайджанская Республика, являются автохтонными народами региона, а не нацменьшинствами. Преднамеренная политика бакинских властей по ассимиляции автохтонных народов продолжается уже не первое десятилетие. Однако особенно после распада СССР этот вопрос для Баку снова стал актуальным. Коренные народы Азербайджанской Республики встали на защиту своих прав. Особенно после создания Талыш-Муганской Республики в 1993г. бакинские власти ужесточили репрессии против лидеров всех без исключения национальных движений. Однако процесс необратим. Невозможно держать целые народы в повиновении жесткими репрессивными методами. Уровень этнического самосознания среди коренных народов Азербайджана сейчас довольно высок, и сейчас уже невозможно «мирно» ассимилировать их. Ведь это уникальные народы, которые живут на своей земле тысячелетиями. Они, как и все народы мира имеют право на жизнь и развитие, данное им Богом и историей, и чем раньше это осознают власти в Баку, тем лучше будет для них самих. Вопрос автохтонных народов, наряду с исламским фактором, будет основной проблемой для бакинских властей в ближайшем будущем.
Panorama.am