style="text-align: justify;">
В Музее истории Армении открылась выставка "Армения: от раннего палеолита до бронзового века: культура, искусство, верования", 2000000 - 1000гг. до н.э., к которой в высшей степени применимы слова Католикоса Всех Армян Гарегина I о том, что история в этом музее дает возможность увидеть будущее. "Прошлое здесь перестает быть прошлым".
В ЭКСПОЗИЦИИ НЕТ НИ ОДНОГО МУЛЯЖА, ни одного манекена, надуманной сцены, в которой человек палеолита предстает полузверем с зачаточным сознанием. Эолит (от эос - заря) - заря человеческого творчества... Находки археологов, относящиеся к этому времени, еще не несут откровенных следов обработки и заставляют гадать - приложима ли к ним рука человека или сколы на каменных глыбах и костях животных возникли от бурных природных катаклизмов? Однако у орудий 500-300-тысячелетней давности, найденных на территории Армении и относящихся к шельскому и ашельскому времени, а также к эпохе мустье (60-40 тыс. лет до н.э.), искусственная обработка совершенно очевидна. Более того, они антропоморфны. Человек палеолита воспринимал их как своих помощников и свое продолжение и делал их похожими на себя. Они повторяют по форме и даже по величине его голову или руку. Это уже почти скульптура.
В экспозиции представлены не отдельные находки, а целые серии предметов: алювиальные породы, отпечатки листьев и насекомых, животный мир. Это позволяет представить природу Армении до возникновения поселений первобытных человеческих сообществ. Восстанавливается картина среды обитания, ее восприятие человеком палеолита, его симбиоза с окружающим миром, даже его облика, отраженного им самим же в скульптуре. Мы пока не можем точно определить, для чего предназначались глыбы дацита или обсидиана величиной с человеческую голову, найденные в Благодарном, Дашташене, Ташире, Арзни. Но невозможно не обратить внимания на то, как удивительно они обработаны, с каким мастерством им придана обтекаемая форма, как ритмично сделаны сколы на поверхности.
НУКЛЕУСЫ ИЗ КОРИЧНЕВОГО И ЧЕРНОГО ОБСИДИАНА, относящиеся к VII-VI тыс. до н.э., позволяют любоваться красотой камня, прожилками и крапинками на его гладкой, блестящей поверхности. Очевидно, что выбор породы не случаен, что его естественная эстетичность была оценена теми, кто первым заметил и использовал его. Ученые проследили путь распространения некоторых из этих изделий и определили, что обсидиан и топорики из матового зеленого камня с белыми вкраплениями уже в Древний Египет доставлялись из районов озера Ван. В VIII-VI тыс. до н.э. уже пользовались настоящими ложками, вырезанными из кости, керамика была самой разнообразной, орнаментированной пунсоном и росписью по ангобу.
К тому же времени - VIII-VI тыс. до н.э. - относится настоящий шедевр, женский торс около 30-40 см в высоту из Кхзяк-блура, который среди известных памятников пока не имеет аналогов. Темно-серый камень достаточно гладкий, но следы обработки на нем не видны. Торс кажется обкатанным природой, но слишком характерна сутуловатая осанка, которую приписывают облику первобытного человека. Голова красивой формы чуть выдвинута вперед в соответствии с сутулой спиной и приспущенными плечами. Грудь не выражена, но фигура не оставляет сомнений, что представлена именно женщина. Миниатюрные женские статуэтки известны по многим находкам в Европе, но среди них мы не знаем таких крупных полуфигур-торсов.
Вопрос времени освоения человеком технологий горячих температур, в частности горячей обработки металлов, до сих пор требует уточнений, но медные бусы на территории Армении относятся к VII-V тыс. до н.э. III тыс. н.э. демонстрирует уже развитую культуру обработки металла, изобилуя шедеврами орудий и оружия, посуды, мелкой пластики и ювелирных изделий.
ОБРАЩАЕТ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ КРАСОТА ЭКСПОЗИЦИИ. Она не перегружена, размещение экспонатов дает возможность обозреть их со всех сторон. Сопроводительные тексты и фотоматериалы позволяют восстановить место и условия археологических находок, процесс и последовательность археологических работ, что чрезвычайно важно для специалистов. Карты определяют не только нынешнее положение поселений, в которых производились раскопки, но и природные условия, характерные для данных регионов в древнейшие эпохи. Особую ценность представляют карты стоянок человека палеолита на территории Армении. Экспозиция дополнена фотографиями памятников, которые невозможно представить в музейных условиях. Это мегалитические сооружения, вишапы, кромлехи и менгиры, которые составляют предмет особых исследований. Их необыкновенное богатство на территории Армении может служить международной научной практике в уточнении путей миграции древнейших народов.
Новая экспозиция в Музее истории Армении сделала бы честь любому учреждению подобного типа. Она не только представляет неиссякаемые возможности для изучения деятельности первобытного человека, но и доставляет эстетическое наслаждение.
Зепюр ТАРАЯН, сотрудник Института искусств НАН РА и Музея истории Армении
"Голос Армении"