Репрессивная машина Баку продолжает свое черное дело
21 июня в Азербайджане был похищен главный редактор единственной в этой республике газеты на талышском языке “Tolishi Sado” (“Голос Талыша”), правозащитник Гилал Мамедов. Как сообщили члены семьи Мамедова представителям Института мира и демократии, 53-летний мужчина ушел из дома около 10 утра, чтобы проведать родственника в больнице Нефтяников, в 11:30 он позвонил домой, сказал, что будет через 30 минут и... пропал.
Далее на все звонки обеспокоенных членов семьи на мобильник Гилала отвечали неизвестные им люди. Вначале какой-то мужчина сообщил, что “Мамедов не может подойти к телефону, его осматривает врач Рашад Махмудов и после осмотра врача (? — ред.) он придет домой”. После телефон редактора, видимо, и вовсе отключили. Спустя время, уже ближе к вечеру, брату Гилала, звонившему из Москвы на тот же мобильник, сухо передали, что его родственник задержан полицией.
Позже в квартире редактора полиция произвела обыск, в ходе которого “были найдены наркотические вещества”. Родственники задержанного утверждают, что их подбросили следователи. В бакинской полиции подтвердили, что Гилал Мамедов задержан по обвинению в незаконном хранении наркотиков. Институт мира и демократии расценивает этот факт как давление на гражданского активиста и требует от властей немедленного освобождения Мамедова.
Отметим, что арест Гилала Мамедова стал очередным свидетельством той репрессивной политики, которая реализуется властями Азербайджана в отношении коренных народов республики. 19 августа 2009 года в бакинских тюремных застенках был до смерти замучен 67-летний талышский ученый, общественный деятель Новрузали Мамедов. Известный филолог-иранист, который также являлся редактором газеты “Толыши Садо” и одним из основателей Республиканского Талышского центра культуры, был “приглашен” 2 февраля 2007 года в Министерство национальной безопасности Азербайджана, где Н.Мамедова допрашивали по поводу его участия в научной конференции в Иране в 2004 году. Именитый ученый был обвинен в государственной измене и приговорен к десяти годам лишения свободы.
Как сообщали талышские СМИ, “в ходе предварительного следствия по делу Мамедова с целью вытянуть признательные показания спецслужбы Азербайджана несколько раз задерживали и подвергали пыткам двух его сыновей Эмиля и Кямрана. В результате этого 8 сентября 2007 года Кямран скончался от инфаркта. А Эмиль после смерти брата и до оглашения приговора отцу оставался под арестом (впоследствии он был приговорен к году условного лишения свободы).
...За отказ облачиться в тюремную робу видный талышский ученый 14 января 2009 г. был помещен в карцер (ШИЗО) исправительного учреждения N 15, причем на 15 суток. Без постельных принадлежностей, без теплой одежды... Новрузали Мамедов, не выдержав физических и душевных страданий, скончался в бакинской тюремной больнице после 2,5 лет со дня заключения.
Случай этот, к сожалению, не является уникальным. О проблемах тюремного заключения представителей нетюркских народов в Азербайджане писалось немало. Два года назад мне прислали рукописное обращение заключенных аварцев и лезгин, которые пытались привлечь внимание международных правозащитных организаций к условиям их содержания в азербайджанских тюрьмах. Так, в своем письме Верховному комиссару ОБСЕ по правам национальных меньшинств, осужденный на пожизненное заключение лезгин Рзаханов Шакир Гаджимурадович писал, что “тенденции гонений и дискриминаций на почве национальной принадлежности стали откровенно усиливаться уже в 2004-2005 годы”. В качестве доказательств своих утверждений Рзаханов приводил многочисленные примеры зверских убийств аварцев и лезгин в Гобустанской тюрьме, а также рассказывал об издевательствах дирекции колонии по отношению к представителям коренных народов Азербайджана. Шестистраничное письмо заключенного верховному комиссару ОБСЕ целиком посвящено описанию повседневной жизни национальных меньшинств в азербайджанских тюрьмах. В конце письма Рзаханов Шакир просил комиссара “обратиться к правительству АР с настоятельным требованием о прекращении всех противозаконий и пыток...”
Несмотря на многочисленные жалобы и просьбы азербайджанских заключенных нетюркского происхождения, их положение продолжается оставаться крайне тяжелым. Из-за равнодушия международных правозащитных и политических организаций в местах лишения свободы Азербайджана по сей день гибнут аварцы, лезгины, талыши, цахуры, удины... Уместно тут вспомнить и трагический случай с Манвелом Сарибекяном, которого азербайджанцы пытались представить в качестве диверсанта.
Напомним, 11 сентября 2010 года молодой пастух из села Тту Джур Гегаркуникского марза РА Манвел Сарибекян, отправившись на поиски пропавшего скота, заблудился в тумане и был задержан азербайджанскими военнослужащими. Уже два дня спустя после пленения Сарибекяна в интернете был размещен видеоролик его “допроса”. Однако даже непрофессиональная экспертиза видеоматериала отчетливо показывает, что он был заснят с использованием психологического давления и физического насилия с возможным применением специальных средств. Обвинения азербайджанской стороны были настолько безосновательны и явно вымышлены, что в Военной прокуратуре Азербайджана просто решили “избавиться” от лишних проблем и организовали убийство невинного парня.
Смерть Манвела Сарибекяна является закономерным продолжением политики Азербайджана в отношении коренных народов Кавказа. До него в азербайджанских колониях погибли сотни других людей, главной виной которых является то, что они — представители нетюркских этносов. Молодежь коренных народов Азербайджана погибает не только в местах лишения свободы. Аварцев, лезгин, талышей часто убивают и в армии, где их обычно “бросают” на самые трудные участки границы с НКР. Их в прямом и переносном смысле “убивают” в школах, в институтах, в быту... И все это происходит в открытую, на глазах у различных международных политических и правозащитных организаций, у которых явно проблема со зрением: им застилает глаза апшеронская нефть...
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, "Новое время"