Азербайджанские СМИ захлебываются от восторга: «Азербайджан придумал компьютерную игру!», «Геймеры сыграют в игру по освобождению Шуши из-под оккупации!». Надо полагать, отныне гигабайты небывалой смелости разорвут виртуальное пространство. Страшитесь, армяне! Отныне пустые сотрясания воздуха алиевским кулачком перенесутся на новый виртуальный уровень!
Очень хотела подыграть азербайджанским новаторам, но не получается: не страшно мне почему-то. Но искренне обрадовалась за обозначенных геймеров, в силу натренированности сутками стучавших по клавиатуре кривеньких пальчиков, имеющих шанс превзойти менее удачливых своих старших соплеменников. Те, помнится, перепуганной отарой бежали из Шуши в 1992 в году, оставив нам сотни благоухающих трупов и несметные трофеи в виде боеприпасов, да разных пушек с «Град»-ами. Теперь у Азербайджана появился шанс реабилитироваться.
Игра, разработанная при участии министерства молодежи и спорта АР, призвана поднять боевой дух потомков бежавшей отары, и пробудить в них патриотические чувства. Ну что ж, похвально. Методика обучения детей с помощью игры доползла-таки до Азербайджана. И неважно, что во всем остальном мире с помощью игр обучаю детей 3 – 7 лет. В министерстве молодежи Азербайджана наверняка знают интеллектуальный уровень своих пациент., то есть, подопечных. Но, возможно, проблема «освобождения от оккупации древней жемчужины» возложена на малолетних детей.
Однако игра презентована как пособие по пробуждению патриотических чувств. Стало быть, азербайджанские призывники, для которых предусмотрено сие развлечение с подтекстом, представляют собой этаких великовозрастных оболтусов, чьи мамки да няньки, брея им бороды, не забывают рассказывать на ночь сказки. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не оказалось под армянскими пулями. И теперь многочисленная армия геймеров, зарядившись сладкоголосыми восточными сказками азагитпропа, ежедневно усаживается перед компьютерными мониторами и, кликая мышкой, начинают триумфальный виртуальный поход.
Компьютерная игра такого формата подразумевает наличие отважного кибераскера, который за определенный временной отрезок должен пройти разные уровни сложности и достигнуть цели. Цель данной игры – Шуши, древний армянский город, несколько десятков лет пребывавший под игом пришлых закавказских тюрок, и освобожденный армянскими воинами ровно 20 лет назад.
Желание азагитпропа за уши вытащить молодежь Азербайджана на ниву патриотизма понять можно. Многолетнее насаждение ненависти и ксенофобии дало прямо противоположный эффект: армян стали бояться подспудно, на подсознательном уровне. По замыслу организаторов, кибераскеры, мужественно преодолевающие различные уровни игры, должны убить в себе страх аскерни перед армянским воином. Затем, в будущем, когда страх будет преодолен, главнокомандующий Азербайджана, потомственный дезертир Алиев прикажет, и толпы кибераскеров вооружатся реальным оружием, завоюют Шуши, оккупируют Арцах, «восстановят» дефлорированную территориальную целостность Азербайджанской ССР времен Н.С. Хрущева, «освободят» «западный Азербайджан» … и бла-бла-бла… бла-бла-бла…
А пока геймеры-герои, потирая потные от волнения ладошки, виртуально разгуливают по древним улицам Шуши. В наушниках раздается убаюкивающий голос: «Ты смел и непобедим!», «Ты – победитель!» И вот, кибераскер, от рождения панически боящийся армянских воинов, уже плотоядно облизывается на возвышающуюся на неприступной скале старую армянскую столицу, и нервными пальцами лихорадочно бьет по клавишам.
Но вернемся к игре. Очень интересно, указали ли ее разработчики, для пущей убедительности, пути позорного бегства аскерни двадцатилетней давности? Считается, что одним из главных достоинств подобных игр является ее максимальное приближение к реальности. В таком случае, кибераскерам не обойтись без запасной партии подгузников, добротных штиблет (желательно импортных, чтобы бежать было удобно) и отрепетированного жалостливого выражения на лице, на котором можно прочитать без слов: «Я не виноват. Я ни разу не стрелял. Меня поймали в кафе и отправили сюда. Я – мирный человек…» Этот джентльменский набор необходим, и начинать без него игру, означает потом убегать без должного комфорта и с неподобающим случаю лицом. А это, простите, не комильфо.
Одно непонятно: почему разработчики решили «освободить» только Шуши? А как же весь остальной Арцах? Да уж, странно. Столько лет истошно вопить о кровоточащей ране, нанесенной «оккупантами», прижимая руки к прикрывающей сердце немытой рубашке, с крокодиловыми слезами на глазах шептать «Гарабаг бизимдыр!», и все закончить таким конфузом… Теперь азербайджанские геймеры, в чьи руки попадет псевдо патриотическая чудо-игра, будут думать, что Республика Арцах, который их так долго заставляли любить и лелеять мечту об его «освобождении», - это всего лишь один-единственный город. Какой удар по авторитету азагитпропа! Ай-яй-яй!
Из сочувствия к кибераскерам (божьи твари, как никак), посоветую им более соответствующую их мировоззрению и интеллекту игру. Почему не придумать такую, в которой участники занимаются животноводством, точнее, овцеводством. Или придумать тренажер для продавцов помидор и петрушки, построить виртуальные овчарни. Для не блещущих разумом читателей с берегов Апшерона поясню, что овчарни – это не будки для овчарок, а фермы, в которых содержится их национальный тотем.
У меня сейчас даже стихийно возник макет для новой игры, в которой ушлый продавец овощей на московском рынке в промежутках между обслуживанием покупателей заходит на очередной виртуальный форум и рассказывает всему миру о «коварстве хаев». Озвучку игры, то есть фразы, убедительно доказывающие исконно древнеазербайджанское название Еревана и Нахиджевана, напишет Эльнур Асланов, у него это получается креативно. Идею игры, исходя из неистребимого чувства жалости, дарю закавказским туркам в безвозмездное пользование.
Азагитпроп прошу не обижаться на вмешательство а его внутренние дела. Но и не объяснить, что армянские бойцы ведут себя на поле боя не совсем так, как движущиеся картинки в бакинском виртуальном развлечении, не могу. И еще хочу напомнить, что в окопах иногда стынут ноги, что там нет придвинутого к компьютерному столу удобного кресла, нет даже украденного у иранцев грушевидного стакана с горячим ароматным чаем. То есть, там – реальная война, в которой, как доказывает наука история, закавказские турки никогда не одерживали победы. И, самое неприятное для кибераскеров, там нет предназначенного для резни армянского населения.
Но там, в горах Арцаха, вполне реально услышать: Game over! Игра закончена, пора записываться в шахиды. Но, согласитесь, карьера – от геймера до шахида – прямо-таки головокружительная.
Манушак АМБАРЦУМЯН, http://voskanapat.info