Сегодня день рождения народного артиста Армянской ССР, народного артиста СССР Фрунзе (Фрунзик, Мгер) Мушеговича Мкртчяна. Он родился 4 июля 1930 в городе Ленинакан (ныне Гюмри), Армянской ССР. Родители Мгера бежали из Западной Армении во время Геноцида армян.
С детства Фрунзик не мечтал ни о какой другой профессии, кроме как об актерской. С пятнадцати лет он работал в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, а в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. По окончании школы несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.
Несмотря на запрет отца, Фрунзик поступил в Ереванский театрально-художественный институт и буквально со студенческой скамьи отправился на сцену Академического театра имени Сундукяна в Ереване.
В театре его триумф начался с первых же ролей. На втором курсе он получил приглашение на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к нему, поцеловал и уступил роль.
В последующие годы Фрунзик Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар - от царя Гвидона до Сирано де Бержерака. В 26 лет он уже был звездой театрального Еревана. Ему все удавалось и в творчестве, и в любви. Перед обаянием Фрунзика Мкртчяна, не могла устоять ни одна красавица.
В кинематографе Мкртчяну посчастливилось работать с настоящими мэтрами комедийного жанра – Георгием Данелия и Леонидом Гайдаем. Последний пригласил его в конце 60-х на роль Джабраила в культовом советском фильме «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика».
Настоящей звездой советского масштаба Фрунзик Мкртчян стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелия «Мимино». Режиссеру Георгию Данелию повезло. Все самые смешные фразы в фильме были экспромтом Фрунзика. В одном из эпизодов, чтобы урезонить влюбленного друга, он произнес гениально смешную фразу: «Валик-джан, я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся: ты и она не две пары в сапоги... так думаю!..». Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде – тоже его придумка.
При всей своей общительности и легкости Фрунзик оставался загадкой для окружающих. Шутил, но не откровенничал про свою жизнь. Был среди толпы, но существовал как бы отдельно от всех.
Личная жизнь этого талантливейшего человека была трагической. Он не мог пережить огромное семейное горе - болезнь жены и сына.
Фрунзик Мкртчян умер под Новый год. Узнав печальную новость, 31 декабря армяне пили первый бокал без звона и молча...
Он торопился не только сыграть, но и лично пожать руку каждому своему зрителю. И потому до сих пор в Армении так много людей, которые общались с Фрунзиком. И до сих пор одно имя его – странное и трогательное – вызывает радостную улыбку.
http://times.am