Вечером 18 августа в дагестанском городе Хасавюрт произошло событие, значение которого, как представляется, еще не осознано в полной мере. Во время церемонии ифтара (разговения в период священного для мусульман месяца Рамадан) на прихожан шиитской мечети Имам Али было совершено вооруженное нападение. В результате стрельбы, открытой по верующим двумя людьми с автоматами, погиб 17-летний гражданин Азербайджана Эмин Джафаров, еще восемь человек, большинство из которых также являлись жителями Азербайджана, получили огнестрельные ранения разной степени тяжести.
Нападение на шиитскую мечеть в Хасавюрте компетентными органами было квалифицировано как теракт, что совершенно не соответствует действительности. Теракт, как известно, это нападение на мирных людей с целью посеять страх среди населения и принудить государство к нужным для террористов решениям. Гибель людей и сопряженное с этим устрашение населения нужны террористам для влияния на политику государства. Террористы не выбирают жертв по возрастным, религиозным, половым, национальным и иным признакам: для них важен сам акт, способный напугать людей. Террористы стараются убить как можно больше людей, после чего принимаются за "рекламу" совершенного преступления, многократно усиливая страх людей перед "неизбежным" злом. То есть теракт, это - пролонгированное во времени преступление, а собственно сам акт (взрыв, убийство политического деятеля и т.д.) является начальным этапом преступления.
Нападение на мечеть в Хасавюрте преследовало совершено иные цели, и более подходит под определение "провокация" или даже "диверсия".
Почему провокация? На это указывают сразу два обстоятельства. Во-первых, нападение на жителей Азербайджана в российской автономии - Дагестане - совершено в период сложных отношений между государствами. Только в течение последнего года Азербайджан принял участие или заявил о своем согласии принять участие в нескольких проектах по транспортироке и транзиту в Европу каспийских энергоресурсов в обход России. Азербайджан уже практически не скрывает своего участия в антииранской и антисирийской коалиции, на противоположном полюсе которых находится Россия. Не выказывает Баку и намерений договориться с Россией относительно будущего габалинской (Куткашен) РЛС. Кроме того, Азербайджан однозначно отказал Москве в приглашении войти в Евразийский Союз. Словом, Баку недвусмысленно демонстрирует Западу геополитический разрыв с Россией и считает себя вправе надеяться на дивиденды. А нападение на шиитскую мечеть в России является прекрасным "подтверждением" "мести" России.
Во-вторых, вооруженное нападение на шиитскую мечеть в городе, в котором подавляющее большинство верующих мусульман исповедуют суннитскую ветвь ислама, не имеет никакого смысла, если не преследовать цели обострения отношений между шиитами и суннитами. В таком случае возникает вопрос: кто заинтересован в разжигании вражды между мусульманами шиитами и суннитами в стране, в которой шиитов менее одного процента от общего количества мусульман? Ответ на этот вопрос прост: никто в России, так как в России это просто никому не нужно.
Имам мечети "Имам Али” в Хасавюрте Адиль Рагимов считает, что мотивом атаки на верующих стала межрелигиозная ненависть. Одновременно он указывает на "недопустимость опубликования в средствах массовой информации таких провокационных материалов, вносящих раскол в исламе, какие были опубликованы в газете "Ас-салам” в июле и августе 2012 года – "Шииты и вся правда о них”. А. Рагимов также обращает внимание на тот факт, что в магазинах Махачкалы открыто продается книга "Лицо шиизма”, в которой высказывается антишиитская позиция.
Идеологические расхождения между шиизмом и суннизмом действительно имеют место быть; начались они сразу же после смерти пророка Мухаммеда в VII веке, и на протяжении без малого 14 веков не раз становились причиной кровопролитных войн между приверженцами двух основных ветвей ислама. Догматические разногласия мусульман сегодня активно педалируются Западом в Ираке, Сирии, Пакистане, Афганистане и других странах. Словом, это - один из методов для претворения политики "разделяй и властвуй". И, как представляется, именно апробированным историей и Западом методом пытается сейчас воспользоваться... нет, не Дагестан или Россия в целом, а Азербайджан.
Умиротворение Кавказа сегодня является одной из актуальнейших внутриполитических задач России, и новые векторы противостояния в этом регионе ей совсем ни к чему. Ни к чему они и властям собственно Дагестана, тем более, что малочисленные шииты в этой республике не представляют ни этнической, ни религиозной, ни политической силы. С другой стороны, нападение на мечеть "Имам Али" в Хасавюрте выгодно властям Азербайджана. Даже при том, вернее, еще и потому, что пострадали в первую очередь жители этого государства.
Азербайджан сильно обеспокоен неуклонно растущим национальным самосознанием коренных в республике народов, что справедливо воспринимается в качестве реальной предпосылки распада государства. В Баку также страшатся уже не скрываемого взаимодействия между автохтонными народами республики: у исповедующих шиизм талышей и суннитов лезгин, аварцев, рутульцев и других кавказоязычных народов Азербайджана общие политические цели, заставляющие игнорировать догматические религиозные различия. Именно поэтому в Баку не прочь спровоцировать религиозное противостояние между шиитским и суннитским коренным населением республики, что, по замыслу авторов этого плана, должно настроить эти народы друг против друга и раздробить объединяющиеся национальные движения. То, что при этом разжигается пожар межрелигиозного противостояния в России, бакинских "стратегов", кажется, совершенно не волнует.
Для претворения этого плана Азербайджан активно проводит политику противопоставления живущих в республике лезгин с лезгинами Дагестана, а также провоцирования религиозных противоречий между суннитами и шиитами. Так, в азербайджанской прессе последнего времени регулярно публикуются материалы, в которых лезгины России противопоставляются лезгинам Южного Лезгистана (Азербайджанская республика). Примечательно, что авторами этих статей в основном являются лица с лезгинскими фамилиями. С Потрохами продавшиеся правящему в Азербайджане преступному клану, они отрабатывают свои "30 сребреников", не задумываясь о последствиях подобной деятельности для своего народа. Ведется также довольно активная кампания по внесению раскола в отношения между аварцами и лезгинами. Однако наибольшее "внимание" бакинские идеологи уделяют задаче разжигания ненависти между талышами и населяющими север Азербайджана народами.
В Баку, например, прекрасно было известно, что мечеть "Имам Али" в Хасавюрте в основном посещают талыши - исповедующий ислам шиитского толка коренной народ Азербайджана, численность которого в республике доходит до полутора миллионов человек. Одновременно господствующие в Азербайджане закавказские турки, также в основном являющиеся шиитами, стремятся обеспечить себя союзником в противостоянии с суннитами аварцами и лезгинами. В то же время, что для турок совершенно естественно, Азербайджан продолжает политику дискриминации, третирования и запугивания талышского народа.
Примечательна и достойна особого упоминания роль духовного лидера шиитов Азербайджана шейх-уль-ислама гаджи Аллахшукюра Паша-заде во всей этой неприглядной истории. И начать, наверное, следует с того, что антишиитская книга "Лицо шиизма", о которой говорил А. Рагимов, продается в охватившей весь Дагестан (есть они и в Татарстане) сети книжных магазинов "Сунна", принадлежащей... главному шииту Азербайджана Аллахшукюру Паша-заде, давно уже прозванному мусульманами Азербайджана Шейтаншукюром Паша-заде. В этих же магазинах продается периодика, в том числе и та самая газета "Ас-салам".
В заявлении, принятом 20 августа на собрании общины мечети "Имам Али" утверждается, что: "Бесчеловечное преступление в г. Хасавюрте накануне священного мусульманского праздника свидетельствует о духовно-нравственной деградации отдельных лиц, которые переступили светские законы и законы Всевышнего". Воздержимся от суждений по этому вопросу и попробуем разобраться в истоках связей шейх-уль-ислама Азербайджана с бандитским подпольем Кавказа.
В 1980 году Аллахшукюр Пашазаде, молодой еще человек тридцати лет, был назначен председателем Духовного управления мусульман Закавказья. Вначале эта должность была предложена уважаемому во всем Закавказье религиозному деятелю Гаджи Ахмеду, но он отказался, понимая, что подобная должность влечет за собой обязанности сотрудничества с КГБ. Вот тогда и подвернулся молодой и бесхребетный Аллахшукюр, которого впоследствии посол США в Азербайджане Энн Дерси охарактеризует как полковника КГБ.
Со временем амбиции Паша-заде росли как на дрожжах. Он примкнул к Джохару Дудаеву, который в своей сепаратистской деятельности придумал большое количество организаций, в том числе Форум "Кавказский дом" и Высший религиозный совет кавказских народов. Азербайджан в то время являлся основной перевалочной базой для транспортирования в мятежную Чечню финансов, вооружения и боевиков. В Азербайджане же существовали базы для подготовки боевиков, а также было организовано лечение раненых чеченских боевиков. В условиях полного "взаимного понимания" между Баку и Грозным Джохар Дудаев "помог" Аллахшукюру Паша-заде занять пост руководителя "Высшего религиозного совета кавказских народов". Причем, " должность" была учреждена пожизненно.
В 2006 году Паша-заде, понимая шаткость своей "должности", утвердил ее в Баку, вторично провозгласив себя пожизненным руководителем Управления мусульман Кавказа. За это решение проголосовали тщательно отобранные и приглашенные в Баку духовные деятели с различных регионов Кавказа, а также многочисленные представители различных районов Азербайджана, также прошедшие сито проверки спецслужб республики.
Второе "пожизненное" избрание Паша-заде на роль лидера мусульман Кавказа было негативно воспринято духовными лицами Кавказа. Интересный факт: на открытии Исламского университета имени Кунта-хаджи в Грозном летом 2009 года, глава администрации президента Чечни Магомед Селимханов несколько раз представил Паша-заде как главу мусульман Закавказья. Однако Аллахшукюр выступил и заявил, что он является главой мусульман Кавказа, что было воспринято приглашенными лидерами российских и кавказских руководителей Управлений мусульман как наглое и ничем не обоснованное самозванство.
Вскоре после этого председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин прокомментировал татарской редакции радио "Азатлык" свое видение ситуации в мусульманском сообществе СНГ. В частности, Равиль Гайнутдин сказал: "Так как на моё имя в нашу организацию, а также в печати через открытое письмо я узнал весть об ущемлении свободы совести у проживающих там (В Азербайджанской республике. - Л.М.-Ш.) суннитов. И официальным образом через посла Азербайджана Полата Бюль-бюль оглы направил письмо муфтию Паша-заде. Однако на это моё письмо до сих пор ответ не пришёл... Являющийся врагом мусульманам такой человек как Роман Силантьев как ни старается навязать нам Аллахшукюра Паша-заде духовным лидером, этого не будет. Это нонсенс! У нас есть собственное понимание. Своё религиозное направление. Хочу сказать: собака лает, а караван идёт. Мы своих мусульман сами сможем защитить".
Тем не менее, Паша-заде, пользуясь налаженными со времен Дудаева контактами с бандподпольем, продолжает влезать в происходящие на Кавказе события и даже провоцировать там диверсии против своих единоверцев. Примечательно, что при этом он изгоняет из Азербайджана выпускников российских духовных учреждений, что вызывает активное недовольство суннитского населения республики, отказывающихся признавать как назначенных Паша-заде духовников, так и самого "руководителя Управления мусульман Кавказа".
Интересно, что и шииты Азербайджана видят в Паша-заде государственного чиновника, но никак не религиозного лидера, каковыми у шиитов являются аятоллы - шиитские муджтахиды высшего ранга. Паша-заде, естественно, аятоллой не является. Более того, после оскорбительных выступлений его представителя против духовного лидера шиитов всего мира аятоллы Сейеда Али Хаменеи в Баку в мае текущего года, в Иране серьезно рассматривался вопрос о принятии фетвы по лишению Паша-заде духовного сана.
Однако духовно-политические амбиции Аллахшукюра Паша-заде являются детской забавой по сравнению с его деятельностью, направленной на разжигание межнациональной и межрелигиозной ненависти в Дагестане и России в целом. Выполняя задание Ильхама Алиева, своего единственного и полновластного хозяина, Шейтаншукюр Пашазаде жертвует жизнями мусульман и старается разжечь ненависть между коренными народами Азербайджана. Думается, у лезгин, аварцев, талышей и других коренных народов Азербайджана хватит мудрости не поддаться на провокационную и человеконенавистническую деятельность "главы" Управления мусульман Кавказа, в действительности являющегося безвольной марионеткой в руках президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, http://voskanapat.info