Армянские специалисты приступили к изучению состояния памятников армянской архитектуры на Северном Кавказе. Об этом сегодня на пресс-конференции заявил специалист по армянской архитектуре Самвел Карапетян, рассказывая о последней экспедиции в Дагестан.
Карапетян проинформировал, что с раннего средневековья Дагестан являлся древним очагом армянской диаспоры, которые создавали на юге этой страны села и жили там активной общественной жизнью. Именно по этой причине, ситуация с памятниками армянской архитектуры представляла особый интерес для армянских специалистов, поскольку ученые надеялись изучить наиболее древние памятники.
Он проинформировал, что вплоть до конца 18 века армяне проживали примерно в 6-7 селах к югу от города Дербент, после 1796 года, ввиду ряда исторических событий, большинство из них переселились в этот регион и основали села Эдессия, Сурб Хач (ныне Буденновск), а также село Карабаглы у города Кизляр. Ввиду этого обстоятельства, Карапетян проинформировал, что расчертил маршрут экспедиции таким образом, чтобы была возможность изучить армянские памятники также и в этих местностях.
В итоге члены экспедиции посетили Владикавказ, Эдессию, Моздок, Карабаглы, Кизляр, Дербент и три села к югу от него. «Начиная с Владикавказа, где есть действующая церковь, посетили Моздок, где в свое время были три армянские церкви, из которых сохранена лишь одна, и то она действует как православный храм», - заявил он. При этом, Карапетян провел параллель между тем, как происходит «захват» армянских церквей в Грузии и как это было сделано в Моздоке. «В отличие от варварских методов огрузинивания армянских церквей, где пытаются уничтожить все армянское, все армянские надписи и прочие свидетельства в армянской церкви в Моздоке были сохранены», - сообщил он. Помимо церкви, в Моздоке усилиями представителя армянской общины Рафика Вартанова действует также клуб и воскресная армянская школа, сообщил он, подчеркнув, что за редким исключением практически никто из местных армян не владеет родным языком.
Карапетян подчеркнул, что в целом на протяжении всей поездки члены экспедиции встречали множество армян, и лишь немногие из них владели армянским языком. То что, показали дальнейшие исследования, продемонстрировало, что подобная тенденция началась давно. «В селе Карабаглы не было церкви, но было сохранено кладбище. Что интересно, надгробные надписи, датированные 19 веком были на армянском, могилы более позднего периода и вплоть до наших дней – исключительно на русском. Была также армянская библиотека, где мы не обнаружили ни одной книги на армянском языке», - заявил он.
Следующим пунктом прибытия экспедиции стал город Кизляр, где в свое время было 3 армянских церкви и один монастырь Сурб Григор, которые однако были уничтожены еще в советское время. Членам экспедиции с большим трудом удалось найти лишь фотографии одной из церквей. «Зато мы увидели очень интересные здания, принадлежащие армянам и датируемые концом 19 началом 20 века. Эти здания были очень похожи на те старые дома, которые расположены на улице Абовяна в Ереване», - сообщил Карапетян. В Кизляре частично сохранилось также армянское кладбище, сообщил Карапетян. При этом, он отметил, что армяне Кизляра без особого энтузиазма следят за сохранностью кладбища, но их очень возмущает, когда кто-то пытается это зафиксировать. «К примеру, кладбище в Дербенте можно по праву считать показательным, в Кизляре же ситуация радикально противоположная. Когда мы вошли на кладбище, мы увидели множество надгробий собранных в кучу, как мусор, таким вот образом освобождались территории для новых могил. Когда мы с помощью одного из местных армян – Вартана, попытались сфотографировать их, к нам подошла группа местных армян, не знающих и слова на армянском, и очень возмущенно стала кричать: “Почему вы это фотографируете, чтоб показать, как тут все плохо!”. Чтобы их утихомирить, мне пришлось солгать, что нас не интересует состояние кладбища, а интересуют надписи, хотя это не так».
В Махачкале сохранено здание армянской церкви 19 века, которое было превращено в ярмарку. «Здание церкви было разделено на торговые павильоны, и многие торговцы с нескрываемым удивлением узнавали от нас, что работают в здании церкви», - заявил он. Были также обнаружены армянские могилы, часть центрального кладбища была отведена армянам. «На это кладбище наблюдалась та же картина надгробные надписи были только на могилах датируемых до 1920 года, остальные были на русском языке», - заявил он.
Как сообщил Карапетян, в городе Дербент действует мечеть, которая ранее также была армянской церковью. Он подчеркнул, что здание бывшей церкви было радикально реконструировано и сейчас сложно даже представить какая часть здания церкви сохранилась и в какой части нынешней мечети она расположена. В Дербент сохранилась церковь Сурб Аменапркич датируемая 1865-1869 гг., но здание церкви используется как музей истории. «Мы познакомились с главой армянской общины Виктором Даниеляном, который очень помог своими знаниями и преданностью, благодаря которому нам разрешили взять обмеры здания», - сообщил он. В Дербенте также были армянские здания, со строительными надписями. «На некоторых здания надписи стерты новыми жителями, на некоторых сохранились», - заявил он, отметив, что видел здания принадлежащие в свое время роду Орбелянц, Саруханянц и проч. К югу от города Дербент расположены три села, в которых армяне проживали со времен раннего средневековья, и именно там армянские ученые надеялись наиболее древние свидетельства пребывания армян, однако были разочарованы. Он проинформировал, что в свое время, к примеру, в селе Билидж, было большое армянское кладбище, где были могилы датируемые 9-18 веками, но кладбище было уничтожено еще в советское время и сейчас на этой территории расположены виноградники, сохранена лишь одна могила. В одном из сел к югу от Дербента сохранена также и большая армянская церковь, которая имеет древнюю историю, сообщил Карапетян. «В период раннего христианства к югу от города Дербент был погребен внук Григора Лусаворича – св. Григорис, на месте его погребения впоследствии была построена часовня, которая периодически реконструировалась. Нам известно лишь о предпоследней и последней реконструкции - 1879 году и 1916 году, благодаря чему церковь дошла до наших дней. Сейчас это большая церковь похожая на церковь св. Рипсиме в Эчмиадзине», - сообщил он.
http://www.armtoday.info