В рамках состоявшегося в Диарбекире круглого стола «Расширяя рамки сотрудничества: армяно-турецкие отношения на данный момент» обсуждались вопросы, связанные со свободой слова, национальной, религиозной терпимостью в Турции. Сотрудник диарбекирской мэрии, писатель и публицист Шеймуз Дикен отметил, что нужно сосредотачиваться не на протоколах, а на гражданском обществе, надо сотрудничать с органами местного самоуправления.
Говоря о свободе слова в Турции, коллумнист газеты «Йени Шафак» Хилал Каплан отметил, что в мире нет мест, где свобода слова не ограничивалась бы. Однако сейчас слово «геноцид» в Турции можно произнести свободно. Он привел в пример книгу Хасана Джемаля о геноциде.
Каплан отметил, что свободе слова препятствует статья в Конституции Турции, которая позволяет вольно трактовать распространение ненависти и вражды, и решение судьи может быть субъективным.
Он отметил, что слово «армянин» в Турции используется как оскорбительное, есть также выражение «хороший курд – мертвый курд». Хилала Каплана в Турции называют проармянским и прокурдским, потому что он в определенной степени идет против официальной позиции, а в этих случаях тебя демонизируют.
Представитель НПО «Дурде» Ченгиз Айган обратился к ситуации в СМИ Турции до убийства Гранта Динка. По его словам, почву для убийства Динка подготовили масс-медиа, которые писали – «посмотрите, что творит этот армянин», «или полюби, или уезжай». И сейчас СМИ полнятся статей, содержащих призывы к ненависти.
Он отметил, что слово «армянин» в Турции идентично «собаке», и в газетах можно увидеть подобные заголовки. Айган расценивает это как мессиджи преступникам. Кроме того, по его словам, порой армян и курдов идентифицируют. Правда, после убийства Гранта Динка в 2007 году тональность несколько изменилась.
http://defacto.am