Вчера я побывал на пикете около Секции защиты интересов Грузии Посольства Швейцарии в Москве, который проводила организация под названием «Джавахкская диаспора России». Он был приурочен к предстоящим выборам в грузинский парламент.Ещё одна цель пикета – выразить солидарность с грузинским народом в связи с происходящим в пенитенциарной системе Грузии.
Уроженцы населённого армянами района Грузии Самцхе-Джавахетия, требуют «от всех выдвигающихся в крае кандидатов, как от партии власти, так и от оппозиции, включить в свои программы и, в случае избрания, взять на себя обязательство по решению проблем, беспокоящих автохтонное армянское население Джавахка».
Что это за проблемы?
По словам представителей «Джавахкской диаспоры», это принудительно-насильственный перевод обучения в школах на грузинский язык, запрет общественных инициатив по защите прав армянского населения, политические аресты в районе.
Джавахк и Джавахкская диаспора
«Джавахкская диаспора России» была создана в 2008 году, после массовых политических арестов армянских активистов в Самцхе-Джавахетии. Цели организации, на официальном сайте делятся на внешние и внутренние:
«Приоритетами внутреннего направления деятельности организации является сохранение самобытности, языка, культурных ценностей и национальных традиций. Приоритетами внешнего направления деятельности организации является выработка чёткой концепции и стойкой позиции по вопросу сохранения и развития армянской общины в крае Самцхе-Джавахетии».
Джавахк – это высокогорный край на юге Грузии, около границы с Турцией. В основном он занят альпийскими лугами. По словам президента «Джавахкской диаспоры» Агаси Арабяна, эта территория в истории постоянно переходила из рук в руки. Первое упоминание о Джавахке относится к VIII веку до нашей эры. Из двадцати восьми веков, прошедших с тех пор, 13 веков Джавахк находился в составе армянского государства.
Со слов Арабяна, чуть менее 3-х веков Джавахк был фактически независимым княжеством, около 12 веков входил с состав или находился под контролем Персидской империи, Арабского халифата, турок-сельджуков, Османской империи, Российской империи и Советского Союза.
И лишь дважды, всего по нескольку десятилетий в конце X – начале XI вв. и в конце XII – середине XIII вв., Джавахк входил в состав независимого грузинского государства. В 1918-1921 гг. Джавахк являлся спорной территорией между Арменией и Грузией, а 7 июля 1921 года решением верховного органа Компартии Грузии, Джавахк был включён в состав Грузии.
В 1997 г сам Джавахк, в котором армянское население по сей день составляет 95%, был . соединён с регионом Самцхе, где преобладающее население составляют грузины, и образовался новый край под названием Самцхе-Джавахети. Тогда против этого собирали подписи, требуя создания отдельной провинции Джавахети.
Проблемы населения
Сегодня в Самцхе-Джавахетии армяне составляют более половины населения. Они не имеют ничего против нахождения в составе Грузии – Арабян подчёркивает, что его организация ни в коей мере не является сепаратистской. Но они побаиваются, что через несколько десятилетий армян в крае простоне останется. Они видят тому несколько причин.
Во-первых, грузинское правительство недофинансирует край по сравнению с другими регионами. Население живёт очень бедно, особенно в сельской местности. Это приводит к тому, что армяне постоянно выезжают из края в поисках лучшей жизни.
Во-вторых, по мнению участников пикета, в крае происходит проталкивание грузинского языка в качестве основного языка общения, в то время когда всегда в Джавахке основным языком общения был армянский. Армянский язык не имеет статуса регионального, что является грубым нарушением международного права.
Существует запрет на ввоз в край армяноязычных учебников, литературы и прессы. В центральном городе Джавахка Ахалкалаки строят большую грузинскую школу (в то время когда там нет такого количества грузинских школьников). Есть опасение, что после окончания строительства все остальные школы будут закрыты, и дети станут учиться исключительно по-грузински.
В-третьих, в дома, которые остаются после выезда армян, заселяются турки, которые приезжают в край строить новую железную дорогу Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку.
Основной смысл этой железной дороги – создать транспортный коридор из Средней Азии в Европу, минуя Армению. Агаси Арабян видит тут и ещё один смысл. К востоку от Джавахка находится район Грузии, населённый преимущественно азербайджанцами – Квемо-Картли (в южной его части азербайджанское население превышает 60%). К югу от Джавахка – Турция.
Получается, что Джавахк является единственным препятствием для реализации проекта «Великий Туран» – объединения пространства тюркских народов. Населённый армянами регион как бы не даёт «прорубить коридор» между Турцией и Азербайджаном. Однако постепенно это будут пытаться делать. И деградация армянской общины в крае будет, по мнению Арабяна, этому способствовать. Одновременно будет существенно ослабляться Армения, которая сегодня может использовать фактор джавахкских армян как фактор в диалоге с Грузией.
Как утверждают участники пикета, на Родине заниматься борьбой за права армянской общины края просто невозможно: под маской демократии в Грузии реализуется система жёсткого политического давления и диктатуры. Население запугано: пытки и издевательства в тюрьмах, подобные тем, которые недавно стали достоянием гласности, и ещё худшие; убийства людей силовыми структурами среди бела дня – всё это создаёт атмосферу страха. Посему приходится вести политическую борьбу извне Джавахка, т.е. из Армении, России и т.д.
Джавахк и Грузия
Иногда с помощью московских мероприятий удаётся повлиять на ситуацию. Зимой прошлого года «Джавахкская диаспора России» провела пикет, похожий на сегодняшний, в том же месте – с требованием придать статус Армянской Апостольской церкви в Грузии, а также церквям других конфессий – католической, протестантской, и так далее. До того момента в Грузии только Грузинская Православная церковь имела статус, а все остальные церкви могли быть зарегистрированы только в виде чего-то наподобие частных фирм.
Вскоре после пикета Грузия решила вопрос о статусе церковных учреждений. И сразу после этого, по словам Арабяна, грузинские пропагандисты стали собирать народ в Тбилиси на митинги против такого решения – точнее, именно против регистрации армянской православной церкви. Говорили: дескать, армяне сейчас начнут отбирать все церкви.
Единственный случай, при котором «Джавахкская диаспора» будет поднимать вопрос об отделении Джавахка от Грузии – это вступление Грузии в НАТО. Соответствующее заявление организация распространила в марте этого года. Реакция грузинского МИДа была однозначной: «за этим провокационным заявлением стоят определенные силы в России». Подобная реакция, по словам Арабяна, следует всегда: даже если повсеместно рассказывать, что в Грузии всё «в шоколаде», грузинской власти за этим всё равно будет чудиться «рука Кремля». Самому Арабяну, кстати, въезд на родную землю уже запретили.
В «Джавахкской диаспоре» считают, что одна из главных целей организации – «сохранение самобытности, языка, культурных ценностей» – очень важна и для самой Грузии. Внедрение режимом Саакашвили либерально-западнической идеологии представляет угрозу и грузинской национальной самобытности и культуре. Так что, по словам участников пикета, как сами джавахкские армяне, проживающие в крае Самцхе-Джавахети, так и джавахкская диаспора спасает Грузию.
Илья Росляков, http://kavpolit.com