Большинство современных политологов и аналитиков дают расширенную дефиницию термину идеология, более подходящую для национального государства. В данном контексте наиболее подходящее определение выглядит следующим образом: идеология - система взглядов, идей и убеждений, выражающая интересы различных групп, классов и обществ, в которой осознаются отношения людей к действительности и друг к другу. По мнению известного американского политолога и философа Эммета Кеннеди – основой успешного взаимодействия между диаспорой и государством – является главенство национальной идеи над локальными идеологиями. Национальная идея, по мнению того же Кеннеди – это основополагающая система ценностей и устоев, основанная на культурно-историческом коде.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРИЗМУ
Как и большинство древних империй, Великая Армения имела собственную национальную идею, позволившую объединить под свои знамена большую часть современного Ближнего Востока. Национальная идея исходила из божественного происхождения царя, как главы государства. Основным элементом был империализм, в котором армянский народ играл роль народа-победителя и народа-собирателя. Падение империалистической идеологии пришлось на 301 год, когда армянский царь Трдат III первым объявил христианство – государственной религией армян. С того момента национальная идея перестала существовать, уступив место идее религиозно-национальной.
Свою миссию армянский народ стал видеть в защите своей новой религии, которая должна была объединить и усилить армянский народ в его освободительной борьбе. В отличие от многих других обществ, армянская церковь сумела синтезироваться с язычеством, английский историк, профессор Кембриджского университета Роберт Арчинсон отмечает: «Торжество христианской церкви в Армении не сопровождалось гибелью памятников античной культуры, наоборот, церковь настояла на сохранении исторического наследия своих предков. Также армянская церковь была вынуждена многое заимствовать у язычества». Несмотря на быстро набирающую популярность, армянская церковь в тот период так и не смогла стать двигателем освободительного движения.
Формирование традиционных армянских партий ознаменовало собой период становления идеологических доктрин. В период с 1880 по 1925 год история преподнесла армянским идеолого-аристократическим элитам бесценный урок. Разделение на партии, надежда на внешних союзников и непродуманная политика привели к катастрофическим последствиям для армянского народа. Формирование огромных армянских общин по всему миру и вхождение Восточной Армении в состав СССР привели к полному коллапсу национально-освободительного движения и надежды на становления общенациональной идеи.
Необходимость сохранения армянской идентичности – стало главной задачей ведущих мыслителей того периода. Среди ведущих деятелей армянского движения особенно выделяются Гарегин Нжде и Шаган Натали. Гарегин Нжде сыграл ключевую роль в формировании локальной идеи, позволившей объединить и усилить армянские общины в США, в то время как Шаган Натали стал ключевой фигурой в реализации различных программ и проектов, которые были превосходно реализованы без «помощи» и «надежды» на внешних игроков. Отход от принципиальных подходов прошлого стал первым шагом на пути к возрождению идеи единства нации, цель которой – «справедливый суд», возвращение земель своих предков и построение сильной и независимой Армении.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ VS ГЛОБАЛИЗМ
Сегодня, мы не можем говорить о наличии национальной идеи. Главная причина – отсутствие единой организации, которая бы объединила ведущие институты армянских общин «Запада» и «Востока». На фоне отсутствия такой организации, мы наблюдаем рост различных локальных союзов, имеющих собственные наднациональные интересы. Другой немаловажной причиной является узко-концептуальная парадигма целей и задач. Сегодня, главной парадигмой, объединяющей армянство «Запада» и «Востока» - является вопрос международного признания Геноцида армян 1915-1923 гг. Большинству политических сил сегодня достаточно выгодно использовать данную парадигму в своих интересах, ибо вопрос признания геноцида – занимает большую часть времени и усилий мирового армянства, которое не хочет видеть колоссальные внутренние проблемы: ассимиляция, уровень иммиграции из Армении, уровень безработицы, отхождение от культурных догм и т.д.
В этом смысле армянство оказывает большую "услугу" внешним силам, которые стремятся превратить Армению в собственный политический и идеологический плацдарм. И наконец, третьей причиной является идеологическая беспринципность и пассивность Армении, которая, в виду отсутствия единого общеармянского института, должна выполнять роль единственно возможной платформы для зарождения национальной идеи.
Известные теоретики Европы и США уже давно сформулировали концепцию, согласно которой военная, политическая, экономическая и информационная победа над противником сама по себе ничего не решает, если несокрушимым осталось цивилизационное ядро (культура, идентичность). Британский историк Арнольд Тойнби считает: «Нет необходимости вести войну, чтобы подчинить себе тот или иной народ, если вы сможете разрушить или подстроить под себя ее цивилизационно-культурную свойственность». Если мы посмотрим глубже, то увидим, что основные институты, некогда составляющее основу армянской идеи: семья, родина, культура и история, претерпели существенные изменения как в армянских общинах, так и в самой Армении. И пока нет никаких сомнений, что сегодня главным идеологическим победителем является - глобализм.
Выдающийся американский историк и философ Стивен Пинкер справедливо отмечает: «Народы, выбравшие отрицательную историческую память – как основу своей национальной идеи, обречены вести бесконечную войну против своего прошлого. Но даже в случае внешней победы, они теряют смысл своего существования, так как перестроить психологический лад уже невозможно». Гипотезу Пинкера поддерживает его более именитый коллега Дэвид Митрани, который в своем труде «Система действующего мира» подчеркивает: «Национальная идея должна исходить из самых ярких страниц истории, которые подчеркивают культурно-исторический код того или иного народа. В противном случае, любая локальная идеология будет сметена идеологией мировой».
Сегодняшний мир находится на стадии крупнейших идеологических противостояний, в рамках которых отдельные этнические структуры теряют свое влияние. Главным рецептом выживания и последующего развития является формирование унифицированной армянской организации, которая наконец-то определит национальную идею, на основе которой будут воспитываться новые поколения. Безусловен тот факт, что национальная идея – должна исходить из современных политических реалий, вкупе с уникальным культурно-историческим кодом.
Галстян Арег, «time to analyze» - politics, society, and ideas