Постоянные звонки с жалобами жителей разных регионов Армении на бедственное положение тех или других святынь побуждают нас отправляться по указанным маршрутам, к сожалению, убеждаться, что некоторые из них оказались затопленными. Делалось это под самыми благовидными предлогами, чаще всего строительства водохранилищ (которые, казалось бы, надежно скрыли следы преступности). Но существует такой феномен, как человеческая память, которая все фиксирует и передает следующим поколениям. И вот уже специалисты, путешественники, верующие, просто порядочные люди задумываются над тем, насколько оправданы были принятые в свое время решения и постановления, в результате которых под водой оказались древние, средневековые и более поздние церкви, построенные в разных уголках Армянской земли.
Публикация в "ГА" от 19 февраля 2009 года материала "Долго ли церкви плавать?" вызвала целый ряд тревожных сообщений о бедственном состоянии памятников в ряде регионов Армении. Самое поразительное, что на одно из таких обстоятельств обратила наше внимание группа дайверов из России, отдыхавших в Армении. "Как же вы, принявшие христианство еще в 301 году, терпите подобное?" - спрашивали они, даже предлагая свою помощь.
Сегодня речь идет уже о целом ряде затопленных церквей и монастырских комплексов. В 1968-1969гг. при сооружении водохранилища на реке Аракс (Нахиджеван) была затоплена церковь Святого Вардана - памятник ХII-ХIII вв.
В 3 км от Сисиана при сооружении водохранилища Толорс были затоплены церковь Святого Карапета (Иоанна Предтечи) - памятник ХVI века в селе Толорс, и церковь Святой Рипсиме (XVI) в селе Ашотаван.
При сооружении Ахурянского водохранилища оказались затопленными две церкви. Не были спасены церкви и при сооружении Апаранского водохранилища.
При сооружении Кечутского водохранилища пострадали высокохудожественные хачкары с ценными историческими сведениями и т.д.
Оправдано ли сотворенное в местах, где витал и витает дух строителей этих церквей и монастырей, паломников, столетие за столетием чтивших святые места и приходивших из зачастую дальних стран на поклон к святыням? Что это - равнодушие, невежество, намеренное разрушительство? Как может духовный человек выдержать страшное зрелище затопленных церквей, от которых над поверхностью воды видна лишь верхняя часть купола (Толорское водохранилище)? Смотришь на это жуткое зрелище и слышишь голоса разных поколений, слившихся в мольбу о спасении святынь.
В редакцию "ГА" поступают просьбы, советы, предложения о том, как сегодня помочь церквам, которые в свое время не были демонтированы в соответствии с международными конвенциями о защите памятников и оказались под водой. Ведь был нарушен закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", согласно которому специальный отдел археологии все проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ обязан согласовывать с Институтом археологии. Лишь после обследования специалистами таких зон и в случае, если там не обнаруживаются следы памятников культуры, могут проводиться подобные работы. Конечно же, эти нарушения произошли из-за халатности многих вовлеченных в те годы в эту работу специалистов.
Сегодня делаются попытки исправить ошибки прошлого. В одном из предлагаемых проектов по спасению содержится даже предложение соорудить стеклянный каркас типа аквариума, который спасет церкви от дальнейшего разрушения и даст возможность хоть каким-то образом попасть в них. Озабоченность людей понятна - ведь речь идет о затопленной духовности многих поколений армян.
Те, кто осуществлял эти работы несколько десятилетий назад, сегодня оправдываются тем, что выполняли указания сверху, при этом, правда, намекая, что это, мол, не очень древние и уникальные памятники. Однако переносились же деревни, а значит, необходимо было позаботиться и о переносе центра духовности этих сел - единственного места, где люди собирались, чтобы получать духовную поддержку, общаться между собой.
Юго-восточнее Вайоц Дзора при сооружении водохранилища Кечут были затоплены средневековое кладбище и хачкары. Природу Вайоц Дзора княгиня Софья – жена князя Смбата - назвала "Перстнем без изумруда" (до строительства храма Гндеванк в 936 году).
Сомнений в необходимости сооружения Кечутского водохранилища (Кечутского моря) нет. Около села Кечут на реке Арпа было создано крупнейшее водохранилище в живописном окружении гор и лесов. Уникальный комплекс Арпа-Севан спас голубую жемчужину горной Армении от истощения. Бурные воды реки Арпа были направлены в озеро Севан для поддержания его уровня на возможно высокой отметке. Но дело в том, что Кечутское водохранилище было сооружено в широкой котловине, окруженной вертикальными стенами ущелья, где находилось древнее и средневековое кладбище с замечательными хачкарами.
История армянского народа складывалась очень драматично. Народ оставлял сведения, уникальную в своем роде информацию о разных сторонах жизни в рукописях и на камнях, и такие кладбища и хачкары должны изучаться, ибо помимо всего прочего на этих кладбищах покоились выдающиеся дочери и сыны армянского народа, чьи могилы зачастую имели скромное оформление, но очень ценные памятные надписи. Один из таких хачкаров с мемориальной надписью Давида был воздвигнут у входа в Кечутский пансионат: "В царствование Васака. Владыка Бабкен – сын князя Сюника. Было лето 335 армянского летосчисления (886г.). Я, Давид, водрузил сей крест во спасение души... помяните в ваших молитвах ".
В истории армянского народа не было такого периода, когда он не занимался бы восстановлением и поддержанием своих святынь. Понятно, что памятников, нуждающихся в неотложном спасении, в Армении очень много и, как свидетельствуют сотрудники Агентства по охране памятников истории и культуры Министерства культуры, многие уникальные памятники армянского зодчества ждут своей очереди. Агентство ежегодно представляет в правительство список памятников, нуждающихся в первоочередной заботе. Конечно, выделяемые правительством средства не могут спасти все памятники, нуждающиеся в срочной помощи, и тут могут посодействовать меценаты, спонсоры, частные лица, которым небезразлична судьба национального наследия. Но случай с перечисленными памятниками особый; они были затоплены из-за безразличия и попустительства государства.
Агентство по охране памятников истории и культуры оставляет за собой право определять очередность восстановления тех или иных памятников, и поэтому именно ему надлежит включить рассмотрение судьбы затопленных святынь в число первоочередных проблем.
Критерием при спасении той или иной церкви не может служить лишь древность сооружения, ибо церковь нельзя рассматривать только как памятник архитектуры; первое и неизменное ее назначение – удовлетворение духовных потребностей людей. Пора задуматься о спасении всех указанных церквей. Это справедливое требование людей, заботящихся о памятниках, духовной культуры, уважающих чувства верующих и, наконец, чтящих традиции предков.
Мэри ЧОЛАКЯН, "Голос Армении"